Как определить площадь торгового зала при ЕНВД

Автор: | 27.03.2019

Как определить площадь торгового зала при ЕНВД

Применять ЕНВД могут юридические лица и ИП, которые занимаются определенной деятельностью

Перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, установлен в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ. К ним относятся:

  • оказание бытовых видов услуг населению;
  • ветеринария;
  • бизнес по ремонту и обслуживанию транспорта, мойки автомобилей;
  • сдача в аренду автостоянок, торговых точек и участков для размещения торговых объектов; деятельность, связанная с транспортными перевозками (грузовыми и пассажирскими);
  • розничная торговля; общепит;
  • рекламный бизнес (реклама наружная и на транспортных средствах);
  • временное размещение физических лиц в жилых объектах (площадь используемых объектов не должна быть более 500 кв. м).

Чтобы перейти на ЕНВД, нужно не только заниматься деятельностью, которая подпадает под ЕНВД, но и проверить введен ли ЕНВД на территории, где работает налогоплательщик; соответствует ли налогоплательщик требованиям для применения ЕНВД по численности персонала, доле участия в его УК других юрлиц (подп. 2.1, 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Торговый зал, магазин и павильон

Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания, что такое торговый зал. Однако в статье 346.27 Налогового кодекса РФ сказано, что торговые залы – это часть магазина или павильона. Они представляют собой обособленные и специально оборудованные помещения, в которых ведется розничная торговля, а также обслуживание покупателей. Проще говоря, если часть площади в торговом помещении отведена под обслуживание покупателей, считается, что торговый зал имеется. Та же статья НК РФ относит к объектам стационарной сети, в которых есть торговые залы, только магазины и павильоны.

Магазином считают оборудованное здание или его часть, если оно:

  • служит для реализации товаров и оказания услуг;
  • оборудовано помещениями, предназначенными для торговли, складирования товаров, их подготовки к продаже, размещения административного персонала и подсобных нужд.

Павильоном признают строение, имеющее торговый зал, который рассчитан на малое количество рабочих мест.

Торговля через один магазин

Если компания владеет несколькими розничными магазинами в одном городе, то один из них с допустимой площадью она может перевести на ЕНВД (письмо Минфина России от 18.04.2018 № 03-11-11/25808).

Допустим, что все магазины, которыми владеет организация, имеют площадь торгового зала более 150 кв. м, и только один из них – менее 150 кв. м. В Минфине полагают, что этот магазин можно перевести на ЕНВД.

В статье 346.26 НК РФ сказано, что ЕНВД можно применять в сфере розничной торговли, которая ведется через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м. Если площадь торговой точки более 150 кв. м, ЕНВД применять нельзя. Это правило работает и тогда, когда компания владеет несколькими магазинами с разной площадью. В этом случае она может перейти на ЕНВД только в отношении магазина с допустимой площадью (менее 150 кв. м). А по деятельности других магазинов применять иные режимы налогообложения.

Как определить площадь торгового зала

В розничной торговле применять ЕНВД можно лишь до тех пор, пока площадь торгового зала не превысит 150 кв м. Этот показатель площади торгового зала является предельным при розничной торговле (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Величина площади торгового зала непосредственно влияет на сумму налога.

НК РФ не указывает, как следует рассчитывать площадь торгового зала при применении ЕНВД. Однако в статье 346.27 НК РФ, сказано, что в площадь торгового зала включают:

  • часть магазина или павильона, которая занята оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров;
  • участок контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей;
  • арендуемая часть площади торгового зала.

В комментируемом письме Минфина России от 21.12.2018 № 03-11-11/93627 специалисты разъясняют, что площадь торгового зала надо определять строго по правоустанавливающим или инвентаризационным документам. К таким документам относят:

  • технические паспорта помещений,
  • договоры купли-продажи нежилого помещения;
  • договоры аренды нежилых помещений или их частей;
  • схемы, планы, экспликации.

Также чиновники предупреждают, что в этих документах должна быть четко указана площадь торгового зала, который используют в розничной торговле.

Вещущий эксперт “НА” Е.П. Соколова


Читать оригинал