С лета следующего года Налоговая служба предложит компаниям в формате пилотного проекта новый налоговый режим для малого бизнеса. В интервью журналу «Расчет» Тимур Гуляев, член палаты налоговых консультантов, управляющий партнер TBS Legal, рассказал об особенностях еще одного спецрежима.
С 1 июля 2022 года в нескольких регионах страны начнется тестирование нового налогового режима для микропредприятий. ФНС предлагает бизнесу существенное упрощение налогового учета, а также возможность отказаться от ведения бухгалтерского учета. Служба самостоятельно будет рассчитывать размер налога. Компании также будут избавлены от необходимости перечислять работникам заработную плату, это будут делать банки, с которыми работает бизнес.
— Тимур, расскажите об условиях нового налогового режима, что именно предлагает ФНС микропредприятиям?
Бизнес, который использует сегодня упрощенную систему налогообложения, может перейти на новый спецрежим, его основное отличие заключается в том, что текущие ставки упрощенного налога вырастут – с 6% до 8% для УСН «Доходы» и с 15% до 20% для УСН «Доходы минус расходы». Компании освободят от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя и своих сотрудников. При этом не будут применяться региональные льготы по УСН.
Фактически бизнес будет платить один налог, который, к слову, сократится на сумму торгового сбора. Но это актуально для предприятий, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Кроме этого организации будут избавлены от необходимости вести бухгалтерский учет и направлять ревизорам отчетность.
Все это ФНС будет делать самостоятельно, получая информацию из банка, в котором обслуживается фирма. Этим же законопроектом предлагается поднять минимальный предел размера безусловной оплаты налога для УСН «Доходы минус расходы» с 1% до 3%.
— Как вы оцениваете новый налоговый режим?
На мой взгляд, чем больше налоговых тарифных планов предлагает государство бизнесу, тем более гибкой становится фискальная политика. И это, считаю, позитивный посыл. Я думаю, новый спецрежим найдет своих потребителей, у налогоплательщиков появляется возможность точнее планировать свою деятельность и свои расходы на обязательные платежи.
В данном случае ФНС демонстрирует не императивный подход, а сам бизнес, основываясь на оценке собственных выгод, принимает решение. А власти, со своей стороны, демонстрируют готовность формировать открытый налоговый контроль. С этой точки зрения такой подход можно назвать прогрессивным.
Мы уже видели такие примеры, ранее пользователям был предложен режим для самозанятых, государство создает новую форму специального налогового режима для людей, которые которые вели предпринимательскую активность и по сути уже зарабатывали.
Но им была предложена новая тарифная ставка, которая оказалась существенно ниже налога на доходы физических лиц, что в итоге позволило выйти в легальное пространство существенному количеству людей, которые и так работали, но не совершали никаких отчислений в бюджетную систему страны.
Новый подход показал, что люди готовы обозначить себя как самозанятых и открылись налоговому контролю. Для государства это безусловный плюс. Я думаю, что похожая аналогия может прослеживаться и с новым налоговым режимом у компаний из малого бизнеса.
— Можно ли сказать, что новый налоговый режим – это шаг навстречу малому бизнесу?
Да, государство смотрит в сторону малого бизнеса, реализует определенные решения в интересах этой группы коммерсантов, оно пытается адаптироваться под изгибы этой формы предпринимательства, чего раньше не делало.
Тут уместно говорить, что государство ведет диалог с бизнес-сообществом, предлагая ему и такой режим налогообложения тоже, в обмен на то, что компании будут становиться прозрачными.
— На сегодняшний день в российской налоговой системе уже существует несколько специальных налоговых режимов: ПСН, УСН, налог для самозанятых, до недавнего времени был ЕНВД. Как вам кажется, такое изобилие тарифов не запутает коммерсантов?
Я считаю, что проблема может возникнуть только при отсутствии необходимой информации. Тут важно напомнить, что в соответствии с нормативной базой России налоговые инспекторы обязаны не только заниматься контролем за правильностью и своевременностью перечисления юрлицами налогов, но и информировать общество о способах и формах уплаты налогов. Повторю, это является одной из обязанностей ревизоров.
Поэтому, когда будущий предприниматель только готовится к открытию своего дела, он, конечно, должен изучить имеющуюся информацию о видах налогообложения. Разумно посчитать примерные заработки и сопоставить их с размером налогового бремени. После такого анализа, учитывая, что спецрежимов всего четыре, каждый может найти для себя оптимальный. В случае, если останутся вопросы, можно обратиться к налоговым инспекторам для разъяснений.
В этом смысле, мне кажется, проще выбирать подходящий режим налогообложения из четырех вариантов, чем из двух.
— Как вы считаете, новый режим налогообложения – это процесс эволюции налоговой системы страны, которая адаптируется под современные реалии и интересы бизнеса?
Налоговая система не может стоять на месте. Если это происходит, она становится неэффективной, государство априори живет за счет налогоплательщиков, поэтому оно ищет способ получать больше налоговых поступлений. В данном случае мы видим стремление выстроить эффективную коммуникацию с предпринимателями.
— Новый налоговый тариф будет конкурировать с другими спецрежимами?
Я бы не говорил о конкуренции. Ведь налоги собираются в один бюджет, при этом какой именно из налогов будет приносить деньги, для государства в целом не очень-то и важно.
В любом случае новый режим начинает свое существование с формата пилотного проекта, государство и бизнес могут посмотреть, как он будет работать в реальных условиях. И это тоже весьма позитивный момент, потому что власти предлагают бизнесу протестировать этот спецрежим. Каждое предприятие будет оценивать налоговый режим путем элементарных расчетов: соответствуют финансовые показатели деятельности компании или нет.
— Новый налоговый режим предлагает бизнесу упрощенный порядок ведения бухучета, это то, о чем давно говорят руководители налогового ведомства, переход от функции контроля к сервисной модели работы с налогоплательщиками.
Это палка о двух концах. Дело в том, что управленческий учет является необходимым для работы компании, не для сдачи отчетности, а для управления бизнесом. А для управленческого учета необходим налоговый учет, который в свою очередь невозможен без бухучета. Другими словами, предприятию в любом случае нужно вести некий учет, чтобы понимать, в каких условиях оно находится, куда развивается, какие показатели эффективности есть сегодня, были вчера и год назад.
Безусловно, будут и такие предприятия, которые не ведут управленческий учет, для них новый режим налогообложения и возможность отказаться от постоянно действующей бухгалтерской службы будут плюсом.
В любом случае, спокойствие возникает там, где есть четкие и понятные правила работы, где каждый понимает, что на 100 рублей выручки он заплатил определенную сумму налогов, при этом будет избавлен от налоговых проверок и претензий со стороны контролеров.
Тут я согласен с руководителями Налоговой службы, в эту сторону можно и нужно двигаться. Большая часть россиян, которые мечтают реализовать свои предпринимательские инициативы, должны начинать с простых инструментов работы с налогами, которые позволят развивать задуманные идеи и сосредоточиться на работе вместо того, чтобы думать, как рассчитать и заплатить налоги.
Я думаю, и самой Службе выгодно развивать подобные инструменты, инспекции будут тратить меньше средств на администрирование бизнеса, это дорого и сложно. Упрощенную форму контроля можно воспринимать позитивно, это тоже эволюция всей фискальной системы. Но, возможно, основная цель проекта – увеличение минимального порога безусловных отчислений для УСН.