Самозанятые вправе работать без онлайн-кассы. В подтверждение выполненного объема работ или услуг они создают чеки по операциям в специальном приложении и данные автоматически передаются в ФНС по завершении отчетного периода.
Чек самозанятого может быть бумажным и электронным. Если чек электронный, его можно отправить по электронной почте, на телефон, причем отправить можно только QR-кода. Бумажный чек можно передать сразу.
Когда самозанятый обязан выставить чек
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ при получении дохода самозанятый обязан сформировать чек и передать его заказчику или покупателю своих услуг.
Сделать это можно: :
- через мобильное приложение «Мой налог»;
- через уполномоченного оператора электронной площадки;
- с помощью банка.
Самозанятый формирует чек в мобильном приложении «Мой налог» или его веб-версии по каждому расчету с покупателем или заказчиком.
Выставить чек за период, например, за неделю или месяц, а не по каждой сделке, законодательство не разрешает. Самозанятый должен отразить доход и сформировать чек на дату поступления денег, даже если это аванс.
Самозанятый должен выставлять чек по каждому поступлению денег и на каждую сумму. А, в налоговую базу эти денежные средства попадут по итогам месяца.
Подробно этот вопрос налоговики разъяснили в письме от 28.12.2021 № СД-4-3/18371@.
Аннулированный чек от самозанятого
Самозанятый вправе скорректировать ранее переданные в налоговую сведения. Это ему необходимо, если:
- был возврат денег, полученных в качестве предоплаты;
- были введены неверные сведения.
Причина, по которой чек значения не имеет, важно, указать причины корректировки.
Если самозанятый вернул в организацию оплату или аванс, бухгалтерии нужно скорректировать налоговую базу. Порядок корректировки описан в пункте 8 письма ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Согласно частям 3 и 4 статьи 8 Закона № 422-ФЗ, если самозанятый аннулировал чек и вернул ранее полученные деньги, бухгалтерия на сумму возврата уменьшает доходы того налогового периода, в котором получен доход.
Что касается самозанятого, он должен скорректировать сведения о своем доходе через мобильное приложение «Мой налог», оператора электронной площадки или банк.
Если самозанятый аннулировал чек, но деньги не вернул, у организации сохраняется право на признание расходов при условии, что чек соответствует требованиям статьи 14 Закона № 422-ФЗ.
В чеке должны быть указаны:
- наименование;
- дата и время расчета;
- фамилия, имя, отчество;
- ИНН самозанятого;
- указание на налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
- наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- сумма расчетов;
- ИНН покупателя, заказчика;
- QR-код;
- ID оператора электронной площадки или банка;
- наименование оператора электронной площадки или банка;
- уникальный идентификационный номер чека.
Такие разъяснения вышли в письме письмо ФНС от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@.
Кроме того, организация, которая получила аннулирование чека и не получила обратно деньги, может инициировать налоговую проверку самозанятого, приложив бумаги, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) и факт их оплаты.
Договор самозанятым
ФНС считает, что через договора с самозанятыми организации минимизируют страховые взносы и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ. Поэтому такие договора находятся под их пристальным контролем.
Характерные черты подмены трудовых отношений гражданско-правовым договором с самозанятым приведены в письме ФНС от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@.
У налоговиков есть алгоритм выявления налоговой оптимизации, когда работников подменяют самозанятыми. Он основан на анализе информации из электронной системы: сведения, поступающие от НПД-шников, сопоставляются с данными их бывших работодателей.
При этом исследуются:
- динамика страховых выплат;
- среднесписочная численность;
- показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки;
- персональная история трудоустройства самозанятого;
- источники и суммы его доходов.
По Информации ФНС от 23.03.2021 налоговики разработали специальную скоринговую систему, определяющую в режиме реального времени фирмы с признаками подмены трудовых отношений договорами с НПД-шниками.
Система анализирует:
- периодичность и источники выплат самозанятым;
- взаимосвязь самозанятых, их клиентов и бывших работодателей.
По результатам анализа компании с признаками нарушений попадают в группу риска.
С 2022 года налоговая служба и Роструд договорились об одновременных проверках компаний, работающих с самозанятыми. При выявлении признаков трудовых отношений компании грозят, например:
- доначисления НДФЛ и взносов с выплаченных самозанятым сумм, плюс пени и штрафы;
- приостановление деятельности на срок до 90 суток (по ст. 3.12 КоАП РФ).
Кроме того, заключение гражданско-правового договора, подменяющего трудовой, грозит еще и санкциями по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Должностных лиц могут оштрафовать вплоть до 20 000 руб., ИП – до 10 000 руб., а компанию – до 100 000 руб. за каждый переквалифицированный договор. Рецидивистов накажут строже (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ).
Если «трудовые» признаки отсутствуют, ничего криминального в длительном сотрудничестве фирмы с самозанятым ФНС не видит, причем даже если эта фирма – его единственный заказчик (п. 3 письма от 01.04.2021 № АБ-4-20/4336@).