
Изменение обстоятельств повлияло на понимание обычных понятий, включая такое словосочетание, как «нерабочие дни». Смысл фразы значительно расширился. В результате произошли разные толкования и возможны споры. Расскажем о том, как защитить компанию от претензий ревизоров, связанных с разночтениями в определениях.
Право предприятия на применение преференций зависит от того, вело ли оно деятельность в период нерабочих дней. Что считать «нерабочими днями»? Вопрос остается открытым. Могут ли предприятия, перешедшие на удаленный режим, проигнорировать требование налоговой инспекции о предоставлении документов? Бухгалтер физически не может предоставить оригиналы бумаг.
Сейчас многие компании сталкиваются с вопросом: как определить статус работающей компании, если сотрудники трудяться дистанционно?
До пандемии были праздничные и выходные дни, нерабочие дни. Но как с точки зрения законодательства – налогового или трудового – трактовать текущий период? Возникает много вопросов. Например, работа в выходные и праздники оплачивается по двойному тарифу. А как должен оплачиваться труд сейчас? Кроме этого, само понятие нерабочих дней предполагает, что сотрудник не выполняет свои трудовые обязанности, но многие специалисты заняты удаленно.
Дополнительное определение
Проект Обзора Верховного Суда Российской Федерации привнесёт правовую ясность в этот вопрос. В нём содержатся разъяснения по вопросам, возникающим у представителей компаний. Документ содержит разъяснения, касающиеся применения положений о непреодолимой силе в гражданско-правовых отношениях. Арбитры уточняют, что может произойти, если компания не сможет исполнить подписанный ранее договор из-за обстоятельств, сложившихся в последние недели, и документов, разработанных и опубликованных различными ведомствами. В проекте Обзора Верховного Суда Российской Федерации судьи также касаются трактовки нерабочих дней.
Судьи уточнили:
Дни, которые президент объявил нерабочими указами, нельзя считать нерабочими в смысле, который даёт гражданскому кодексу.
В документе поясняется, что установление выходных дней было выборочным и зависело от факторов: направления деятельности хозяйствующих субъектов, их местоположения, действующих в конкретном субъекте России ограничений из-за режима повышенной готовности.
Стоит помнить, что это проект Обзора ВС РФ, то есть он может быть изменен в финальной версии. Документ вызывает удивление, ведь в указе Президента четко указано о нерабочих днях в России. Арбитры Верховного суда допускают более широкое понимание этого термина.
В проекте Обзора ВС РФ определения данного термина нет.
На данный момент ФНС не предоставила пояснений о том, какие дни можно считать нерабочими. Выступавший заместитель руководителя ФНС сообщил о переносе сроков сдачи отчетности и облегчении требований ревизоров. Несмотря на это, проблема остаётся открытой, поэтому для выяснения мнения контролеров по двусмысленным терминам мы связались с несколькими инспекциями. Как оказалось, мнения разошлись.
Инспекторы не имеют единого мнения о порядке работы. С точки зрения закона указы Президента должны иметь преимущество над другими нормативными актами, но на практике разночтения в понимании новых понятий для бизнес-среды могут создавать угрозы для предпринимателей.
Приказ по компании
Мы сформировали подход, который нам кажется наименее рискованным для защиты компании от разночтений трактовок. Если ваша организация не работает до 30 апреля или функционирует, но бухгалтеры трудятся дистанционно, вне офиса, и они объективно не могут выполнить требования налоговой инспекции или сдать отчетность, директору необходимо издать приказ. Нормативный акт позволит документально подтвердить изменение режима работы предприятия. В таком случае на любые запросы контролирующих органов можно отвечать, что компания не имеет возможности удовлетворить запрос, так как бухгалтерия работает удаленно и у сотрудников отсутствует доступ к необходимым документам.
Проект Обзора ВС РФ косвенно указывает на потенциальные риски.
Тем не менее в таком подходе есть логика, если предприятие действительно не функционировало. Например, некоторые заведения общественного питания или парикмахерские полностью остановили работу. В таком случае зачем бухгалтеру получать уведомления от инспекторов?
В таких ситуациях необходим приказ о приостановке деятельности организации. В документе можно указать, что в соответствии с Указом Президента или Распоряжением мэра Москвы, если компания расположена в столице, деятельность предприятия запрещена, и в организации начинаются нерабочие дни. Отдельно в приказе можно уточнить, что дистанционного режима работы не будет, так как он невозможен. Такая формулировка актуальна для упомянутых вами ресторанов и других компаний, которые полностью остановили деятельность.
После издания указа необходимо информировать работников о документе и получить от них подписи. При возникновении разногласий с контролирующими органами указанный документ может стать основанием для защиты своей позиции.
Когда компания приостановила работу, сотрудники не выполняют свои задачи, а генеральный директор продолжает определенную деятельность: подписывает счета на оплату аренды офиса и другие документы. Такой порядок можно закрепить приказом. Например, в документе можно указать, что генеральный директор сохраняет за собой обязанности по подписанию договоров, перечислению арендной платы и начислению зарплаты сотрудникам. Руководитель организации может осуществлять свои обязанности удаленно, но это не означает, что вся компания будет функционировать. Кроме того, руководитель не в состоянии самостоятельно сформировать отчетность вместо бухгалтера или аргументированно ответить на запрос из налоговой инспекции.
Продолжающие деятельность организации, например, при работе всех сотрудников удаленно, должны учесть следующее: банковские выписки подтвердят движение средств по счету, обманывать налоговых инспекторов не стоит. Необходимо помнить, что часть работы бухгалтера может выполняться удаленно, но для ответа на запросы инспекторов обычно требуется доступ к документам компании, хранящимся в офисе. В случае перехода на удаленный формат посещение офиса невозможно. Именно эту информацию нужно отразить в приказе.
Из интервью с Кирой Гин, управляющим партнером юридической фирмы «Гин и партнеры».