Зарплатные комиссии-2019: кого вызовут и как себя вести

Автор: | 29.01.2019

Зарплатные комиссии-2019: кого вызовут и как себя вести

Разумеется, всем нам хотелось бы посещать какие-бы то ни было мероприятия исключительно по собственному желанию. Но жизнь (и чиновники) диктуют свои правила. Так что руководству компании в любой момент может поступить предложение, от которого и хотелось бы отказаться, да нельзя. Речь идет о так называемых «зарплатных» и «убыточных» комиссиях. Есть все основания полагать, что в наступившем году вызывать «на ковер» станут чаще. Гораздо чаще.

Когда в марте 2017 года года ФНС России неожиданно отменила действующие на тот момент правила работы комиссий по легализации налоговой базы, не введя при этом новых, оптимисты пустились в рассуждения о возможности ликвидации этого «полузаконного пережитка прошлого» как такового. В свою очередь неисправимые скептики и реалисты (что в нынешних реалиях почти что одно и то же) ожидали какого-то подвоха. И были правы. Своим письмом от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ ФНС России перезапустила этот механизм работы комиссий, попутно расширив их полномочия. Теперь они, помимо прочего, занимаются и страховыми взносами.

Расскажем, по каким признакам инспекторы отбирают кандидатов для приглашения на комиссию и как на ней себя вести приглашенным, дабы минимизировать неприятные последствия.

Комиссия как альтернатива выездной проверке

Или как ее преддверие. Главные кандидаты для вызова на комиссию – компании и ИП, которых налоговики заподозрили в применении «серых» схем оплаты труда. Если подозрения еще не подтвердились, инспекторы не станут спешить с выездной проверкой. Сначала предполагаемого нарушителя вызовут на комиссию и предложат само­стоятельно исправить ситуацию. Также на комиссию вызовут тех, чья виновность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода до того мала, что назначать выездную проверку неэффективно.

Информацию о возможных схемах налоговики черпают не только из собственных источников (расчетов, деклараций и пр.), но и из обращений граждан, организаций и контрольно-надзорных ведомств. Критерии отбора кандидатов на комиссию по легализации налоговой базы приведены в вышеупомянутом письме, адресованном в первую очередь региональным инспекциям.

Критерии отбора для ИП: ТОП-3

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ. Нагрузка рассчитывается как отношение начисленного налога (строка 070 раздела 2 декларации 3-НДФЛ) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации).
  2. Доля профессиональных вычетов составляет 95% и более от величины доходов. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декла­рации).
  3. В декларации по НДС показана выручка, а в декларации 3-НДФЛ показан нулевой доход (либо 3-НДФЛ не представлена вовсе). Сначала инспекторы составляют список всех ИП, указавших выручку в строках 010–050 раздела 1, строках 020 раздела 4 или в графе 2 раздела 7 декларации по НДС. Затем из этого списка отбирают предпринимателей, не отразивших доход в строке 010 листа В декларации 3-НДФЛ либо не сдавших эту декларацию.

Критерии отбора для работодателей (компаний и ИП): ТОП-7

  1. Задолженность по НДФЛ. Ее определяют путем сопоставления двух величин. Первая – налог, удержанный по данным расчета 6-НДФЛ. Вторая – поступление налога, отраженное в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные
    справок 2-НДФЛ.
  2. Задолженность по страховым взносам.
  3. Снижение уплаты НДФЛ по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10% (с учетом среднесписочной численности и данных расчета по страховым взносам).
  4. Снижение уплаты страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Анализируются данные из расчетов по страховым взносам за периоды с 2017 года, карточки «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям), данные из расчета
    6-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.
  5. Снижение численности работников по сравнению с предыдущим периодом более чем на 30%. Инспекторы сопоставляют три величины. Первая – количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы, отраженное в расчетах по страховым взносам за периоды с 2017 года. Вторая – количество физических лиц, получивших доход, по данным расчета 6-НДФЛ. Третья – сведения о среднесписочной численности за прошлый и позапрошлый годы. Дополнительно анализируются данные расчета по страховым взносам и данные справок 2-НДФЛ.
  6. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов по всем работникам, отраженную в расчете 6-НДФЛ, и делят на среднесписочную численность персонала. Особое внимание обращают на работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимума.
  7. Применение в предыдущих периодах дополнительных тарифов по одним ставкам, а в текущем периоде – по иным. Анализируется динамика снижения начислений с учетом вида деятельности.

Компания «в разработке»

После того, как список кандидатов на посещение комиссии сформирован, налоговики приступают к предварительному анализу. Они изучают показатели финансово-хозяйственной деятельности и информацию о налогах. Причем в расчет берутся сведения не только об НДФЛ и страховых взносах, но и обо всех прочих налогах и сборах. Это необходимо, так как, по мнению авторов комментируемого письма, зарплатные схемы говорят о занижении выручки и завышении расходов. А они в свою очередь приводят к образованию неучтенной наличности и сокрытию облагаемой базы по налогу на прибыль, НДС и т. д.

Обратите внимание

В случае неявки на комиссию по уважительной причине заседание перенесут. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, неявившегося налогоплательщика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан – от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц и ИП – от 2000 до 4000 рублей. В случае повторной неявки налоговики проведут сначала предпроверочный анализ, а потом и выездную проверку.

В процессе подготовки налоговики используют данные из своих информационных ресурсов и сведения, полученные от контрагентов, банков, правоохранительных и лицензирующих органов, таможенников и из иных доступных источников. Результаты оформляют в виде таблиц. Среди них есть таблица «Анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса)», «Анализ показателей исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по исчислению и перечислению страховых взносов», «Критерии оценки рисков» и пр. Все таблицы подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес организации или ИП направляют информационное письмо, где отражаются все подозрения. Сделать это чиновники должны не позднее, чем за месяц до планируемой даты заседания комиссии. В письме налогоплательщику предлагают подать уточненные расчеты
6-НДФЛ и уточненные расчеты по страховым взносам, представить пояснения, а также доплатить налог на доходы и взносы. На это отводится 10 рабочих дней с даты получения информационного письма. Если этот срок истек, а «уточненок», пояснений и платежей не последовало, то, как говорится, добро пожаловать.

Читайте также «Зарплатные комиссии: кого вызовут»

«Разбор полетов» и его последствия

Каждое заседание комиссии проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что приглашается только одна организация или один предприниматель. Комиссия выслушивает пояснения по всем подозрительным фактам и рассказ о том, какие мероприятия проводятся или будут проводиться для самостоятельного устранения нарушений.

Далее комиссия излагает свою точку зрения о том, что еще нужно сделать. В частности, предлагает сдать уточненные расчеты 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за прошлые периоды.

В отчетности рекомендуется уменьшить значения по ряду показателей, а именно – по расходам ИП, расходам на оплату страхового обеспечения от ФСС и размеру выплат, не облагаемых вносами. Некоторые показатели, напротив, предлагается увеличить. Это ставка доптарифов и численность работников, получающих зарплату. Плюс к этому рекомендуется перечислить недоплаченные страховые взносы, НДФЛ и пени за все перио­ды. Для выполнения рекомендаций установлен срок – 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Есть вероятность, что по результатам работы комиссии ИФНС направит информацию в полицию, трудовую инспекцию, миграционную службу и иные контролирующие органы. Если же комиссия обнаружит, что работодатель выплачивал зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, то о нем ежеквартально будут сообщать в органы местного самоуправления.

В любом случае по завершении комиссии налоговики продолжат следить за «подозрительным» налогоплательщиком. Они организуют ежеквартальный мониторинг задолженности по НДФЛ и взносам, будут отслеживать представленные «уточненки» и динамику численности и заработной платы. Если никаких улучшений не наметится, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа ИФНС, а затем, возможно, назначат выездную проверку.

Как пояснить низкие налоги

Инспекторы сами понимают, что у низкой нагрузки могут быть объективные причины. Их и надо отразить в пояснениях. Так, организация не будет платить много налогов, если она недавно открылась, решила модернизировать производственные мощности, начала новый вид деятельности или проект. Подтвердите доводы документами: бизнес-планом, первичкой.

Уточните обязательства, если сомневаетесь в своих доводах. Кодекс разрешает перенести часть вычетов НДС на следующий налоговый период (п. 1.1 ст. 172 НК). Например, компания вправе перенести вычеты с III квартала на IV. В таком случае инспекторы увидят их уже в новом году, когда отчитаются перед руководством за год. Но если компания действительно получила небольшую прибыль и сможет это доказать, то уточнять отчетность не стоит. Правда, будьте готовы к повышенному вниманию налоговиков.

«Страшилки» от ФСС

Как сейчас выявляют «конвертные» зарплаты? Усердно, с пристрастием. Всем миром, что называется, стали бороться. В авангарде, разумеется, налоговики. «Застрельщики», так сказать. Методы – час от часу изощреннее. Остальные контрольные ведомства стараются не отставать.

Вот, сотрудники ФСС – те хотя бы с открытым забралом выступают. Предупреждают – «идем на Вы». Хотя нет, не так: «Мы о вас уже сообщили, куда следует. Теперь – бойтесь». Но хотя бы честно предупреждают. Региональные управления ФСС направили в трудинспекции информацию о тысячах страхователей, которые в ушедшем году начисляли зарплату в среднем ниже МРОТ.

Пригрозили работодателям следующими последствиями в случае применения «серых» зарплатных схем:

— полные выездные проверки таких ведомств, как трудовая инспекция, налоговые органы, ОВД, прокуратура, ФСС и других, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только зарплаты;

— начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике);

— начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов.

Последствия выплаты заработной платы «в конверте» кроме организации отражаются на руководителе, главном бухгалтере, а также других работниках, которые занимались оформлением первичных документов, предупреждает ФСС. В данном случае они признаются пособниками и в отношении них может быть применена статья 199 Уголовного кодекса РФ- «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Налоговое айкидо – приемы самозащиты

Айкидо – боевое искусство, заключающееся в перенаправлении энергии атакующего на него самого. Инспекторы иногда представляют в качестве доказательства «конвертации» зарплат сведения, которые могут сыграть на руку компании. Расскажем, как правильно использовать промахи налоговиков в суде. Вот наш ТОП-5:

— обвинения налоговиков в «конвертации» зарплат базируются на показаниях бывших сотрудников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины. Любой мало мальски грамотный юрист объяснит, что там, где есть предвзятость, для объективности места нет.

— в жалобе сотрудника на «серость» зарплаты много эмоций, но мало конкретных доказательств. К примеру, в случае, описанном в решении Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2008 № А42-5779/2007, информатор налоговиков преследовал двоякую цель – и работодателя наказать, и НДФЛ с дохода не платить. «Съесть рыбку и сдать кости» не получилось.

— в протоколе допроса сотрудника, «слившего» руководство компании, отсутствуют некоторые персональные данные. Можно попытаться оспорить по процессуальным основаниям – шанс есть. К примеру, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 28.07.2010 № А19-15652/09 такое доказательство не засчитал.

— опрошенный налоговиками бывший работник компании рассказал, что его бывший работодатель выдавал зарплату наличкой. Но тут палка о двух концах. Работодатель, который платит сотрудникам в конверте, не выполняет функцию налогового агента. Поэтому плательщиком НДФЛ становится сам работник, а не компания. Так что такой информатор – сам по себе уже нарушитель. Ведь невыполнение агентом своих функций не освобождает сотрудника от налогов. Жалобщик должен был самостоятельно уплачивать налог с серых денег. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

— налоговики представляют в качестве доказательства зарплатных махинаций сведения, которые изъяли с компьютеров сотрудников при выездной ревизии. Например, документы черной бухгалтерии: ведомости, акты, приказы. В этом случае стоит проверить, как контролеры провели и оформили выемку. У компании есть шанс оспорить выемку сведений, если инспекторы не подтвердили компетентность программиста, который изымал информацию (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2017 № Ф08-707/2017). Кроме того, суд признает выемку незаконной, если организация подтвердит, что не отказывалась представить информацию на проверке. Тогда налоговые инспекторы не вправе забирать оригиналы документов из офиса компании (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2016 № А78-7499/2015). Если организация докажет, что у инспекторов не было оснований производить выемку, суды посчитают, что контролеры изъяли сведения незаконно. В таком случае ревизоры не смогут представить бумаги в суде, ведь, чтобы получить документы, они нарушили закон (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 2 ст. 55 ГПК РФ).

Вообще, о том, как себя вести на комиссиях по легализации, написано немало. Рискуя повториться, все же напомним основные постулаты, поскольку в наступившем году повышенного внимания налоговиков компаниям следует не просто ожидать – оно практически гарантировано.

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность компании или ИП. Попытаться разуверить их в этом заблуждении можно стандартной и универсальной ссылкой на временные трудности. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта.

Новичкам еще проще: компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

Можно сослаться на особую систему мотивации сотрудников.

А вот повышение зарплаты работникам сразу после вызова на комиссию может оказаться шагом очень опрометчивым. Налоговики решат, что они вывели вас на чистую воду, и будут держать на коротком поводке постоянно.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Читать оригинал