Бизнесу может прийти приглашение явиться в инспекцию для дачи пояснений. Предприниматель компании идет, общается, а потом пытается получить документы, которые, по его мнению, должны быть ему выданы. Но так происходит не всегда. В этой статье рассмотрим вызов в ИФНС в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.
Компания начала работать в апреле 2018 года. Ее основной профиль деятельности по ОКВЭД – «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе».
В момент начала работы все у предприятия вроде бы было хорошо: использует УСН «доходы минус расходы», документы в налоговую сдает исправно, НДФЛ платит, документы по взносам, как и сами суммы, направляло современно.
После завершения проверки
И вот началась проверка. Инспекторы провели анализ финансово-хозяйственной деятельности общества. Среди прочего, они изучили отчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам. Контрольное мероприятие охватывало период с 2020 года по девять месяцев 2022 года. Были выявлены расхождения в части правильности начисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ, то же самое касалось и страховых взносов с выплат физическим лицам.
Контролеры, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, вызвали представителя компании в инспекцию. На встрече ревизоры хотели получить пояснения в связи с имеющейся у них информацией о возможном занижении обществом базы по страховым взносам
Как позднее сообщила компания, ее представитель прибыл в налоговый орган к 10:00 утра в указанный в вызове день. Инспектор приняла ответ на уведомление и сообщила, что контрольные мероприятия были начаты после обращение гражданина.
Однако показать это самое обращение, чтобы представитель компании мог с ним ознакомиться, инспектор отказалась. При этом указав на необходимость направить ей информацию о заработных платах, установленных в обществе.
Кроме этого рассмотрение материалов проверки, принятие во внимание доводов компании в то утро не проводились. С итоговыми данными проверки представителя общества также не знакомили.
Спустя непродолжительный период компания направила в инспекцию запрос. В нем общество попросило ревизоров предоставить доступ к материалам проверки, дать фирме копии документов, а также сведения, на основании которых было инициировано контрольное мероприятие. Те самые жалобы, которые послужили основанием для начала проверки.
Спустя еще неделю контролеры ответили фирме. Они уточнили, что направили компании уведомление о вызове в инспекцию, при этом представитель общества не явился, но пояснения представил. Прошло еще несколько недель. Коммерсанты снова обратилась в налоговую с той же самой просьбой. И спустя две недели снова получили отказ.
Такое развитие событий компанию не устроило. Поэтому она подала жалобу на действия (бездействие) в региональное УФНС.
Вышестоящий налоговый орган оба раза оставил жалобу без удовлетворения. Повторное направление жалобы дало аналогичный результат. Обществу ничего не оставалось, как идти в суд. Требования фирмы заключались в том же самом: предоставить доступ к материалам проверки.
Налоговый орган требований НК РФ не нарушал
Представители организации дважды пытались добиться своего в разных судебных инстанциях. Но арбитры настаивали: ревизоры действовали в рамках законодательства, прав компании они не нарушили.
Фирма не оставила попыток и подала кассационную жалобу. В ней она указала на нарушение арбитрами норм материального и процессуального права. Однако все усилия предприятия оказались напрасными. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа не нашел оснований для отмены ранее вынесенных вердиктов.
Арбитры указали: возможность ознакомления компании с материалами проверки и налогового контроля, участие в их рассмотрении, а также получение документов, которые подтверждают факты выявленных нарушений, предусмотрены статьями 100, 101 и 101.4 НК РФ.
В данном случае по результатам камеральных проверок, проведенных на основании представленных обществом расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам за период, который инспектировали налоговики, нарушений выявлено не было. Акты проверок по статье 100 НК РФ, а также решения о привлечении (или в отказе к привлечению) к ответственности по статье 101 Налогового кодекса, ревизорами не составлялись.
Что же касается уведомления, то оно было выслано компании в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ для предоставления пояснений по бюджетным платежам. Нормой устаорнлвено, что инспекторы имеет право запрашивать пояснения не только во время контрольных мероприятий, но и в связи с перечислением (удержанием) налогов.
Нарушений требований законодательства налоговый орган не допускал. У компании не было оснований, которые бы позволяли ее представителю знакомиться с материалами, а также с документами, ставшими причиной для направления предприятию уведомления, ровно как и нет поводов для выдачи обществу копий бумаг, в том числе тех самых сообщений граждан, которые вызвали контрольные мероприятия
Кроме этого, постановили судьи, действия ревизоров, которые так не понравились обществу, не нарушают прав или законных интересов предприятия, у компании не появляется новых обязанностей, которые та должна исполнить.
Все это значит только одно – нижестоящие суды верно оставили иск предприятия без удовлетворения.
К слову, жалоба на нарушение процессуальных норм, на которое ссылалась компания, кассация также не выявила (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа №Ф04-1460/2024 от 30.05.2024).
Рекомендации компаниям: если вас вызвали в ИФНС
Давайте заглянем в тот самый подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, в соответствии с которым представителя организации вызвали в инспекцию, чтобы понять, когда вам может прийти подобное уведомление:
- во время проведения камеральных и выездных проверок;
- в связи с удержанием и перечислением обязательных бюджетных платежей;
- в других случаях, которые связаны с исполнением налогового законодательства.
Звучит довольно масштабно. Возможно, для конкретизации ФНС России более 10 лет назад выпустила письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, есть и другой документ, его ведомство опубликовало относительно недавно: письмо от 09.08.2022 № ЕА-4-15/10350. Этим документом ведомство направило Справочник оснований и причин вызова в ИФНС. Нас интересует та часть письма, в которой ревизоры обращают внимание, что в уведомлении о вызове для дачи пояснений непременно надо указать:
- основание вызова, закрепленное подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ;
- вид области контроля;
- для дачи пояснений по какому вопросу вызывается налогоплательщик с конкретизацией мотива.
Дополнительно в этом же письме ФНС уточняет, что в случае ручного заполнения уведомления в документе также нужно указать вид мероприятий налогового контроля, в рамках которого возникла обоснованная необходимость вызова:
- наименование налога (сбора, взноса);
- налоговые периоды;
- наименование и реквизиты контрагентов (в том числе при наличии открытых расхождений по НДС);
- реквизиты документа (счета-фактуры, УПД, договора и др.).
Обратите внимание: форма уведомления вызова в инспекцию утверждена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Больше рекомендаций о том, как подготовиться ко встрече с инспектором, читайте в полной версии статьи «Вызов в инспекцию: в каких случаях и чем может закончится?» на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
В статье использованы фото с сайта freepik.com