Выездные проверки ПФР и ФСС: делимся опытом

Автор: | 08.06.2011

Выездные проверки ПФР и ФСС: делимся опытом

Уже полгода проводятся выездные проверки Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Организации, которые уже «отстрелялись», поделились с редакцией практическими советами и опытом.

Контролирующие органы по уплате страховых взносов получили право проводить выездные проверки только в 2011 году. При этом проверяемый период — 2010 год, в течение 2010 года чиновники лишь «камералили» компании. Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Так как страховые взносы применяются с 2010 года, то и проверять органы ПФР и ФСС могут только за этот период. До 2010 года контроль за страховыми взносами проводит налоговый орган в части ЕСН.

ПФР и ФСС обязаны проводить плановые выездные проверки только вместе. «Одиночные» плановые проверки незаконны. Однако внеплановые выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106). Каждый контролер проверяет свои части: органы ПФР — перечисление пенсионных и медицинских взносов, а органы ФСС — взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Подготовительный этап

Выездная проверка фондов схожа по функциям и методам проведения с налоговыми проверками. Как и при налоговой проверке, фонды перед началом выставляют решение о проведении и требование о представлении документов. Обратите внимание: решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). То есть, даже если проверка совместная, все равно должно быть два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы решения и требования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н. Как и налоговики, инспекторы фонда для допуска на территорию налогоплательщика должны представить удостоверения и решение о проведении проверки.

Подробнее о критериях отбора на проверки мы говорили в № 6 в статье «Кому ждать проверок в 2011 году?». Конечно, у фондов нет закрытого перечня причин для назначения совместных выездных проверок. Причин для назначения внезапных одиночных проверок тоже может быть множество: жалобы сотрудников на компанию, по «стуку» конкурентов, также охотно принимаются «доносы» от налоговиков.

Сотрудники ПФР не выходят на проверку с пустыми руками. У них, как и у налоговиков, есть примерный план, в котором проводится анализ предприятия, просчитывается его нагрузка. Также указываются периоды, в которых организация возмещала большие суммы на пособия, отмечается нулевая отчетность по взносам, резкое понижение базы по страховым взносам, долги и задержки по сдаче отчетности, отражение находят и многочисленные корректировки расчетов. Исходя из всего анализа организации, сотрудники фондов уже знают, где следует искать.

Опытным путем

В этот год выездных проверок будет не так много, ведь период проверки не велик. Однако всем избежать «выездников» не удастся. Тем более многих плательщиков страшит, что это будет новая процедура. Компании, которые прошли через тернии выездной проверки фондами, решили поделиться опытом.

Попасть «под горячую руку». Организации приглашаются на межведомственные комиссии, где чиновники указывают, что работодатели выплачивают зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Сотрудники ведомств пытаются вывести организации на «чистую воду» и хотят не только повышения зарплаты сотрудников, но и ее «отбеливания», также «советуют» представить уточненные расчеты с увеличением налогооблагаемой базы по взносам. Однако в связи с повышением процентной ставки по страховым взносам зарплаты еще больше «посерели». Чиновники в наказание тем, кто не последовал их рекомендациям, пререкался и уводил в тень зарплату, могут назначить «на показ» одному из «особо сопротивляющихся» выездную проверку. Так сказать, попасть «под горячую руку».

Хотя на самом деле, на комиссию помимо всех других вызывается организация, которая уже значится в плане проверок. То есть чиновники пригласили ее на «ковер» только для того, чтобы застращать других, так сказать, психологическая атака в действие.

Особые правила

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить плановые выездные проверки только вместе. «Одиночные» плановые проверки незаконны. Однако внеплановые выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).

Документы на проверку. Сотрудники фонда часто при проверках запрашивают документы, которые совершенно не служат основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов (подп. 1 п. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ). Законодательство не содержит исчерпывающего перечня документов, которые сотрудники ПФР вправе затребовать в ходе проверки. Поэтому плательщики должны знать, какие документы понадобятся для проверки, а какие нет. Например, договор поставки с ООО не должен быть интересен фондам, а вот договорами гражданско-правового характера они заинтересуются.

Внимание

Прежде всего проверяющие из фондов нацелены на масштаб ошибки, поэтому ошибки в документах отходят на второй план, а на первом — выявление схем минимизации страховых взносов.

Ищут схемы уклонения. Прежде всего проверяющие нацелены на масштаб ошибки, поэтому ошибки в документах отходят на второй план, а на первом — выявление схем минимизации страховых взносов. Так, проверяющие обязательно займутся поиском зарплаты «в конвертах». О фактах сокрытия зарплаты они смогут узнать из жалоб бывших недовольных сотрудников, при этом фонды не вправе доначислять взносы, основываясь лишь на словах сотрудников. Организация, которая размещает вакансии в СМИ с указанием другого, отличного от выплачиваемого, заработка, рискует усилить подозрения проверяющих по поводу «серых» выплат. Более того, есть решения суда, где это обстоятельство рассматривалось как свидетельство выплаты неофициальной заработной платы (постановление ФАС Уральского округа от 30 октября 2008 г. № Ф09-12287/06-С2 по делу № А71-4961/06). Другими косвенными доказательствами выплаты неофициальной зарплаты могут выступать данные о зарплате с прошлых мест работы. Если зарплата ранее была преимущественно выше, то это дает еще один повод говорить о неофициальных выплатах. При некоторых проверках по неосторожности организации в руках у проверяющих оказывались «черные» ведомости выплаты зарплаты с подписями сотрудников. Такой документ оставляет мало шансов доказать «белизну» зарплаты.

Но это не единственная схема, которую будут искать проверяющие из фондов. Если организация применяет пониженные тарифы, то при проверке фонды будут делать все, чтобы доказать, что вы обязаны перечислять взносы по общему тарифу в 34 процента. Поэтому плательщику следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготного тарифа.

Если организация перечисляет денежные средства индивидуальному предпринимателю, то контролеры попытаются доказать, что вы специально вывели из штата сотрудников и сделали их «предпринимателями-упрощенцами», чтобы не уплачивать страховые взносы. Фонд будет стараться доказать, что гражданско-правовой договор на самом деле должен быть трудовым. Если отношения будут признаны трудовыми, выплаты должны облагаться взносами в общем порядке.

Дополнительное истребование документов. В случае необходимости получения дополнительных доказательств в процессе рассмотрения материалов проверки (то есть до составления решения о привлечении, но после вручения акта) для подтверждения факта нарушений законодательства о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе вынести решение об истребовании необходимых документов (п. 7 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Получается, что после составления справки — окончания проверки фонды могут запрашивать дополнительные документы. При выездных налоговых проверках такого права у контролеров нет. Они должны истребовать все необходимы документы до вручения справки об окончании проверки. А на рассмотрении материалов проверки по возражениям организации вправе приложить документы, которые бы подтверждали их позицию, сами налоговики на данном этапе не могут запросить дополнительные документы для укрепления своей позиции. Как видим, фондам дали «зеленый свет» и законодательством предусмотрена норма, которая дает право на истребование документов уже после окончания проверки, но до вынесения решения о привлечении.

Особые правила

Фонды вправе истребовать документы в процессе рассмотрения материалов проверки, то есть до составления решения о привлечении, но после окончания проверки и вручения соответствующей справки (п. 7 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). При выездных налоговых проверках такого права у контролеров нет.

Осмотр помещений. Выездная проверка по страховым взносам проводится на территории плательщика. Еесли отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения органа контроля (ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Организация должна пустить на свою территорию контролеров при предъявлении ими удостоверения и решения о назначении проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц в помещение плательщика составляется соответствующий акт. И на основании его контролеры вправе провести проверку по имеющимся данным расчетным путем. Однако надо различать предоставление помещения для проверки и осмотр помещений. Так, фонды лишены права проводить осмотр помещений плательщика. Хотя проверяющие могут настоять на осмотре, мол, не прячет ли организация в подвальных помещениях нелегальных работников. Вы вправе отказать им в осмотре, так как законодательство о страховых взносах данными полномочиями сотрудников фонда не наделило. Даже если они будут запугивать составлением акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц в помещение, знайте: это пустая угроза. Вы можете предоставить им одну комнату для проведения выездной проверке и не допускать их в иные помещения организации. Кроме осмотра, фонды не вправе проводить инвентаризацию и выемку документов. Отметим, что налоговые инспекторы при выездной проверки вправе осуществлять выемку документов, осмотр помещений и проводить инвентаризацию имущества. При этом положения Налогового кодекса не могут по аналогии наделять органы ПФР и ФСС такими правами, поскольку Закон № 212-ФЗ не входит в налоговое законодательство, а входит в законодательство о страховых взносах.

Что по срокам?

Чиновники не любят затягивать проверки, и в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. Сама проверка должна проводиться не более двух месяцев. Если проверяют только обособленное подразделение, то не больше месяца. Проверяемый период не может быть больше трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Фонды вправе приостановить проверку на шесть месяцев. В этот срок они не вправе запрашивать документы и должны отдать оригиналы (п. 19 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Документы по требованию представляются в течение 10 дней со дня вручения. В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке пишется акт. Вручается он в течение пяти дней с даты подписи. Если плательщик не согласен с нарушениями, которые прописаны в акте, он вправе представить письменные возражения, дается на это 15 дней. После рассмотрения возражений в течение 10 дней выносится решение о привлечении или об отказе. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу. Если принято решение подать жалобу в вышестоящий орган фонда или обжаловать решение в суде можно в течение трех месяцев.

С. Последовская, налоговый консультант


Читать оригинал