Инспекторы могут провести выемку документов и предметов у компании. Этот вид контрольного мероприятия все чаще используется ревизорами. Каков порядок проведения выемки и что могут забрать контролеры, в совместном интервью журналу «Расчет» рассказали Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», и Мария Лоецкая, налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».
Расскажите, пожалуйста, как часто проводится выемка?
Кира:
Сейчас количество выемок существенно возросло. Раньше такое мероприятие налогового контроля было скорее исключением, как правило, выемку инициировали в случае, если организация не представляла запрашиваемые налоговиками документы или препятствовала проведению налоговой проверки. Сейчас же выемка проводится значительно чаще, иногда ее причина – это лишь косвенные доказательства налогового правонарушения, на выемку ревизоры приходят, чтобы получить те документы и предметы, которые не могут запросить, например, это могут быть служебные записки, ежедневники и черновики.
Какими нормами регулируется проведение выемки?
Кира:
Статьей 94 Налогового кодекса.
Мария:
Кроме этой нормы, выемка упоминается в статье 93 НК РФ, где сказано, что если налогоплательщик не представляет документы и не направляет мотивированный отказ, инспекция может такие документы изъять. Есть также несколько писем ФНС, где изложены методические рекомендации по проведению налоговых проверок, в которых упоминается в том числе выемка. Но эти рекомендации не сильно отличаются от требований статьи 94 Налогового кодекса.
Давайте поговорим сначала о документах. Ревизоры забирают с собой оригиналы бумаг?
Мария:
Изначально выемка предназначена для изъятия документов, поэтому если налоговые инспекторы забирают с собой оригиналы, то в соответствии с Налоговым кодексом они обязаны изготовить копии в течение пяти дней, при этом оригиналы возвращаются компании.
А зачем изымать оригиналы, если можно на месте, в офисе компании, сделать копии?
Мария:
Чтобы документы не были уничтожены. Но есть и вторая причина: иногда нужно провести экспертизу, например почерковедческую, в этом случае необходимы оригиналы документов.
Могут ли ревизоры изъять компьютеры?
Мария:
Данные, которые содержатся в компьютерах, можно скопировать на съемный носитель, ревизоры обычно так и поступают. Но бывают случаи, когда перенести все данные сложно. Например, если файл большого объема или если жесткие диски налогоплательщика находятся физически в офисе, то ревизоры могут изъять системный блок. Относительно возвращения компьютера компании – срок возврата предметов в Налоговом кодексе не урегулирован. Немногочисленные разъяснения, которые есть, указывают на то, что оборудование и предметы должны быть возвращены в разумный срок.
Кира:
Но разумный строк – понятие условное, мы изучали судебные дела, где предметы и вещи не возвращали даже после завершения налоговой проверки.
Что происходит в случае, если доступ к компьютерам и серверам компании закрыт паролем?
Мария:
Если представители компании сами не предоставят доступ к системам, то это сделают технические специалисты налоговой службы.
Есть ли какой-то регламент по обеспечению конфиденциальности?
Мария:
По регламенту, если контролеры забирают системный блок, то они должны его опечатать. Уже в инспекции оборудование подключается к сети и начинается его осмотр с участием понятых и представителя организации, в которой произошла выемка.
Есть ли какой-то регламент, который регулирует права доступа к файлам на компьютере?
Многие предприятия хранят на рабочих компьютерах конфиденциальные данные о работе компании, которые не имеют отношения к налогам.
Мария:
Нет, этот момент не регламентирован, однако мы со случаями, когда данные куда-то переходили, до сегодняшнего дня не сталкивались.
Кира.
В прошлом году мы сопровождали проверку клиента, который подозревал, что ревизия инициирована конкурентами. Проверять действительно было что, но во время выемки ревизоры интересовались определенными объектами интеллектуальной собственности, которые в результате и были изъяты. Хотя инспекторы не могут изымать такого рода информацию, в сфере их интересов только документы, связанные с расчетом и уплатой налогов. Защитить себя в такой ситуации, к сожалению, никак нельзя.
Могут ли быть изъяты личные вещи сотрудников компании?
Кира:
Нет, налоговая инспекция не имеет права изымать и осматривать личные вещи работников предприятия.
Что делать в случае, если сотрудник приходит на работу с собственным компьютером, планшетом, могут ли их осмотреть?
Кира:
Считается, что все предметы, находящиеся на территории проверяемого юридического лица, являются собственностью компании. Тут есть такой нюанс: как доказать, что на рабочем столе работника его личное имущество? Мы думали о том, как решить эту проблему. Самый надежный вариант для сотрудников, которые работают на личном компьютере – иметь с собой документы на покупку этого имущества.
Мария:
В идеале лучше работать на корпоративном компьютере. В случае если есть предположение о возможной выемке, нужно стараться минимизировать нахождение в офисе личных вещей и устройств. Если в вашу компанию пришли налоговые инспекторы на выемку, то по возможности лучше все личные вещи убрать в личные сумки. Хотя на практике это бывает сложно, сотрудники компании в первые минуты после начала выемки обычно дезориентированы.
Сегодня многие компании хранят свои документы и информацию в облачных сервисах. Ревизоры просят предоставить доступ к этим данным?
Кира:
Мало кто из коммерсантов занимается безопасностью документов и данных, которые хранятся в компьютерах. Исключение – крупные компании, где юристы и IT-специалисты оценивают все возможные риски. У большинства компаний документы хранятся на собственных серверах в офисе или на физических компьютерах сотрудников.
Могут ли инспекторы органов изъять деньги во время выемки?
Кира:
Нет, деньги изымать не должны! Налоговым кодексом предполагается выемка документов и предметов, при этом наличные средства, по нашему мнению, к предметам не относятся.
Что касается оборудования компании, станков, сырья, готовой продукции: их ревизоры могут изъять?
Кира:
Никогда не сталкивалась с ситуацией, когда контролеры хотели забрать станки или продукцию. Как правило, речь идет только о бумагах и компьютерах.
Мария:
Думаю, продукцию все же могут изъять, это возможно в случае, если у инспекторов есть задача провести экспертизу, то же касается сырья. Но нужно помнить, что у ревизоров должны быть помещения, где будет храниться изъятая продукция, это особенно актуально для товаров, которые должны храниться особым образом, например, продуктов питания. Изъятие всех остатков на складе – ситуация маловероятная.
Обыск и выемка – это разные вещи с точки зрения права?
Кира:
Обыск – это процедура, которую проводят правоохранительные органы. Во время обыска у сторон совершенно другие права и обязанности. Выемка – куда более мирное мероприятие, сотрудники компании могут без проблем перемещаться по офису, нет ограничений на передвижение и свободу.
Мария:
При этом психологически оба мероприятия трудные для сотрудников компании. Кира правильно заметила, что в рамках обыска у правоохранительных органов больше прав, но, с другой стороны, обыск более регламентирован процессуальным законодательством.
Предупреждают ли налоговые инспекторы о предстоящей выемке?
Кира:
Конечно нет, весь смысл мероприятия – в его неожиданности.
Есть ли регламент проведения выемки?
Мария:
Выемка проводится в сопровождении двух понятых и экспертов. Когда ревизоры входят в помещение компании, нужно определить, кто из них инспекторы, для этого нужно попросить показать удостоверения. После этого – изучить постановление о выемке. Остальные участники выемки, специалисты и понятые, могут показать паспорта, но по закону делать этого не обязаны.
Ревизоры могут осматривать любое помещение?
Кира:
Следует различать два разных мероприятия налогового контроля: осмотр и выемку. Осмотр предполагает изучение территории компании. А выемка предполагает изъятие. При выемке инспекторы должны предложить сотрудникам компании выдать необходимые им документы добровольно. В случае если представители организации передают истребуемые бумаги и вещи, выемка заканчивается. Так должно быть в теории. На практике эти два мероприятия ревизоры совмещают, поэтому они проводят осмотр, во время которого отбирают вещи и предметы для выемки. В финале процедуры составляются протокол осмотра и протокол выемки.
Сколько времени в среднем занимает эта процедура?
Кира:
Этот вопрос никак не регламентирован. Выемка продолжается столько, сколько будет необходимо.
Мария:
Тем не менее есть ограничения: ревизоры не могут проводить выемку ночью, то есть после 22:00. Однако время составления протокола может выходить за рамки процедуры. Как правило, инспекторы приходят утром для того, чтобы успеть к вечеру собрать все документы. Бывают ситуации, когда ревизоры успевают закончить к вечеру, но иногда, если много бумаг и предметов, выемка завершается в 22:00 и начинается составление протокола.
Кира:
В последнее время инспекторы, видимо, для скорейшего завершения процедуры, не составляют опись изъятых документов и предметов, они лишь опечатывают коробку, которую уносят с собой. А уже спустя несколько дней приглашают представителя компании для составления описи.
Мария:
Налоговым кодексом не предусмотрена возможность инспекторов опечатывать вещи, опись и протокол должны быть составлены в день изъятия.
Кроме протокола можно еще каким-то образом задокументировать выемку?
Кира:
Компания может вести видеозапись, но только в том случае, если инспекторы не будут против. А инспекторы, надо признаться, как правило, против. Есть судебная практика, где говорится о том, что если представитель организации хочет использовать видеозапись как доказательство, то в этом случае он должен предупредить об этом ревизоров, но есть и такие арбитры, которые принимали к рассмотрению видеосъемку, сделанную без предупреждения. Это же правило относится и к аудиозаписи. В целом же, хорошо, если в компании в принципе ведется видеозапись всех помещений с фиксацией голоса. В любом случае, если такая запись произведена, то в будущем налогоплательщику будет легче восстановить события дня: как правило, в состоянии стресса не все люди могут вспомнить, какие компьютеры осматривали, что смотрели ревизоры.
Допускается ли в процессе выемки приводить какие-то возражения?
Мария:
Форма протокола предусматривает возможность оставить свои замечания. Мы рекомендуем вносить туда любые комментарии, в том числе, например, что сотрудники инспекции не разрешили производить видеозапись. Имеет смысл записать все, что показалось представителям компании сомнительным с точки зрения закона. Чтобы ничего не забыть в течение дня, пока идет выемка, лучше фиксировать свои замечания в виде заметок, а уже потом, во время составления протокола, максимально подробно описать их в самом протоколе. Если не хватит места, можно попросить дать дополнительный лист. Не стоит отказываться от внесения замечаний, в противном случае в будущем на эти нарушения нельзя будет сослаться.
Во время выемки инспекторы могут допрашивать сотрудников компании?
Кира:
Ревизоры пытаются поговорить с сотрудниками, пользуясь эффектом неожиданности, но этот вопрос не регламентирован НК РФ. Ревизорам можно отказать, попросив представить повестку, чтобы сотрудник пришел в инспекцию для дачи показаний, на которую его может сопроводить юрист.
Вы сталкивались со случаями, когда ревизоры во время выемки оказывали психологическое давление на руководство и сотрудников компании?
Кира:
Инспекторы обычно невербально демонстрируют, будто бы факт вины компании уже подтвержден, иногда говорят о возможном возбуждении уголовного дела. Мне кажется, что это некое наследие прошлого.
Мария:
Когда человека ставят в положение жертвы, он теряет способность четко мыслить. Но есть очень важный момент – налоговая инспекция является ведомством, которое оказывает государственные услуги, внутри ФНС действует регламент, в котором написано, что сотрудники Службы обязаны вести себя с налогоплательщиком вежливо и внимательно.
Если вы видите, что ревизоры ведут себя как-то иначе, им можно напомнить о существовании такого регламента.
Кира:
Представителю компании обязательно нужно переписать номера удостоверений сотрудников Службы, эту рекомендацию можно отнести к обязательным во время выемки.
Какие еще рекомендации вы можете дать коммерсантам на случай, если в их офисе началась выемка?
Кира:
В своей работе всегда необходимо учитывать, что у вас могут что-то изъять. Если вы пишете какие-то интересные вещи в ежедневнике, то нужно учитывать последствия, помнить, что налоговые инспекторы могут прочесть эти записи. Если вы не хотите, чтобы кто-то читал или видел информацию на вашем компьютере, в том числе личную, не нужно ее хранить на своем рабочем компьютере. Нужно разработать и внедрить политику информационной безопасности в компании. У нас есть коллега, уголовный адвокат, он говорит о том, что к выемке и обыску нужно быть готовым всегда. Если началась налоговая проверка, то вероятность этих контрольных мероприятий значительно возрастает.
Мария:
Налоговые инспекторы очень любят смотреть «оборотки», которые хранят бережливые сотрудники бухгалтерии для экономии бумаги, нужно трезво оценивать содержимое этих документов и, если они вызывают у вас опасения, их необходимо уничтожить. То же самое касается содержимого компьютеров.
Кира:
Любопытное наблюдение: сколько бы ни обсуждался вопрос утилизации старых печатей, инспекторы каким-то образом всегда их обнаруживают. Необходимо внимательно относиться к тому, что нас окружает. Если какие-то документы и предметы нужно утилизировать, это необходимо делать сразу, не откладывая на потом. Последний совет, который можно дать: необходимо очень внимательно прочесть протокол, в будущем этот документ никак нельзя будет изменить, а все его содержание навсегда остается в результатах проверки.