
С первого августа 2011 года действует Закон от восемнадцатого июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон устанавливает некоторые новые общие правила проведения государственного и муниципального контроля, а также особенности проверок конкретными органами.
Основы осуществления государственного и муниципального контроля установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, измененным постановлением от 18.07.2011 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Этот документ содержит общие нормы, касающиеся Типы, объекты, сроки и порядок осуществления проверок.
Федеральный закон № 242-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ. В частности, из сферы его действия исключены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор в национальной платежной системе, государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов (ст. 1). Нормы этого закона не применяются при производстве по делам об антимонопольном законодательстве и при производстве по делам о причинении вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Особенности организации и проведения проверок, касающиеся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о внеплановых выездных проверках и согласования их с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля: федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль на территории особой экономической зоны; государственный контроль в сфере естественных монополий; государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; государственный надзор за проведением лотерей; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
В пункте 4 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ в редакции Федерального закона № 242-ФЗ установлен общий срок проведения проверки для лиц, осуществляющих деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации: не более шестидесяти рабочих дней.
Введен новый институт – режим постоянного государственного контроля (надзора). Предполагается постоянное присутствие уполномоченных лиц органов контроля (надзора) на объектах повышенной опасности: в атомной энергетике, на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях и т. п.
Чаще всего общее регулирование осуществления государственного и муниципального надзора осталось прежним.
Вне плана
Закон различает документарные и выездные проверки, которые могут быть запланированными или внеплановыми. Запланированные проверки осуществляются не чаще одного раза в три года по графику контролирующего органа. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются о проведении запланированной проверки заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Статья 10 Закона № 294-ФЗ устанавливает конкретные ситуации проведения внеплановых проверок и причины, по которым проверку можно провести без уведомления проверяемого лица.
К ним относятся:
1) Наступление окончания времени, отведённого для исправления установленного раньше нарушения по предписанию.
2) Получение сообщений, просьб и сведений о таких явлениях:
- Возникновение опасности причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства, а также угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таком случае выездная проверка возможна только после согласования с органом прокуратуры соответствующей территории.
- Порушение прав потребителей (при обращении граждан с нарушениями прав).
3) Распоряжение руководителя органа госконтроля, утвержденное по указаниям Президента или Правительства России и по просьбе прокурора.
Контролирующий орган должен предупредить юрлица и ИП о внеплановой выездной проверке по пунктам 1 и 3 не позднее, чем за 24 часа до начала проверки любым удобным способом.
Согласно статье 13 Федерального закона № 294-ФЗ, каждая проверка не должна длиться более двадцати рабочих дней. Для небольших компаний этот срок меньше: общая продолжительность плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов в год для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Расширение полномочий
Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ содержит исключения из норм, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, для более чем 70 органов государственного и муниципального контроля (надзора).
Установлены характеристики в отношении вида, объекта, причин осуществления проверок, временных рамок и частоты их проведения, извещений о запланированных незапланированных выездных проверках и согласования проведения таких проверок с прокурорским надзором.
Среди получивших больше полномочий — пожарный надзор, надзор за некоммерческими организациями, надзор в промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологический надзор, экспортный контроль, инспекция труда, надзор в области защиты прав потребителей, миграционный контроль, экологический надзор и другие.
Пожарные могут проведать предприятие внезапно, если получили жалобу или сведения о нарушениях.
Ежегодные плановые проверки в сфере миграции теперь разрешены для Миграционной службы.
Контролирующий орган получил возможность проводить внеплановые проверки в более широком спектре случаев. Предупреждение о грядущей проверке проверяемому лицу при этом недопустимо. Длительность проверок миграционной службой не будет определяться количеством работников проверяемого лица.
В сфере промышленной безопасности ежегодно проводятся плановые проверки органами Ростехнадзора. Проверки в данной области теперь занимают от 30 до 50 рабочих дней.
Права контролёров по труду увеличены еще больше. До выхода Федерального закона № 242-ФЗ на основании статьи 357 ТК РФ в любой момент времени при наличии удостоверений установленного образца могли беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Инспекция труда имела право провести внеплановую проверку по информации о нарушении трудового права работодателем немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой. Незапланированная проверка без предварительного уведомления работодателя могла быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав. С 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ТК РФ дополнен статьей 353.1).
Последние разъяснения по контролю за хозяйствующими субъектами давали Роспотребнадзор (письмо от 02.08.2011 № 01/9766-1-23 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», письмо от 08.08.2011 № 01/10020-1-32 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ») и МЧС (письмо от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»).
С первого августа две тысячи одиннадцатого года в КоАП была введена статья 19.4.1, которая устанавливает ответственность за препятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). За это предусматривается штраф до ста тысяч рублей.
Марина Климова