
Доплата за неоправданное налоговое преимущество не должна быть больше суммы, которую бизнес заплатил бы в казну без использования схем оптимизации.
В законопроекте, разработанном Межведомственной рабочей группой при аналитическом центре правительства, предлагается внести поправку в статью 54.1 НК РФ.
Обосновать необосновывающееся
Статья 54.1 НК РФ объединила критерии агрессивных схем ухода от налогов. Злоупотреблением считается преднамеренное искажение отчетности: учет фиктивных сделок, операции без обоснованных экономических причин, сделки с единственной целью уклонения от уплаты налогов. Статья также требует от бизнеса проявлять «должную осмотрительность и осторожность» при выборе контрагентов.
С августа 2017 года действует статья. Налоговые органы за этот период, по сообщению заместителя главы ФНС России Даниила Егорова, одержали победу в 90% споров.
Развязали руки и фантазию
Да, у налоговиков есть повод для радости. У бизнеса – для огорчений. Новая статья 54.1 Налогового кодекса РФ. Внесла существенный вклад в увеличение сумм доначислений по результатам проверок предприятий. «Практика носит штрафной характер», — сетует сопредседатель рабочей группы бизнес-омбудсмен Борис Титов. ФНС при доначислении налогов зачастую не принимает во внимание фактические затраты бизнеса.
Формальный подход к толкованию ст. 54.1 НК вызывает нарекания у юристов из-за неоднозначности формулировок, которые могут привести к некорректной оценке налоговой базы. В частности, при наличии посредников реальный поставщик товара может оказаться третьим лицом, а компания будет начислять налог с оборота вместо прибыли после расходов и откажется в вычетах по НДС.
Налоговые органы практически всегда побеждают в судах. В подавляющем большинстве случаев решение принимается против компании. зафиксирован недавно в Кемеровской области.
На «кусачую» статью наденут «намордник»
Предлагается в законе указать, что размер доначислений не должен превышать сумму неуплаченных налогов, возникших из-за нарушений. В статью добавят пункт 5 о том, что «доначисление налогов не должно приводить к двойному налогообложению, искажению экономической природы налогов, избыточному, не обусловленному экономическим содержанием совершенных операций, налогообложении».
Применять принцип налоговой реконструкции предлагается только при самостоятельном уточнении налоговых обязательств компанией с помощью корректировки декларации.