В 2021 году ФНС ввела новый порядок сверки по налогам и направила его подведомственным налоговым инспекциям в письме ФНС России от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990. По новому порядку максимальный период, за который можно проводить сверку расчетов — 3 (три) календарных года деятельности. В 2022 году ВС РФ признал ограничении срока на сверку неправомерным и признал письмо ФНС недействующим.
ФНС в целях оптимизации сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам письмом от 9 марта 2021 г. № АБ-4-19/2990 «О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов» направила в налоговые инспекции на местах Временный порядок проведения совместной сверки.
Один из пунктов (точнее 5) этого Временного порядка устанавливал максимальный период сверки расчетов: три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.
Из-за этого пункта компания не смогло получить акт сверки за более ранние годы: за период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2016 г. Не согласившись с такими действиями налоговой, она обратилась в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании Письма ФНС полностью недействующим.
Аргументируя свое требование тем, что Порядок, который обязателен для исполнения налоговыми инспекторами не соответствует статьям 21, 32 НК РФ. Эти статьи кодекса не ставят никаких временных рамок для запроса и получения сведений о расчетах с бюджетом.
Минфин пытался в суде объяснить, что Временный порядок принят ФНС в пределах полномочий и нужен только лишь для того, чтобы обеспечить бесперебойную и единообразную работу налоговых инспекций на местах.
Сверки расчетов проводятся на этапе досудебного урегулирования споров и не носят обязательного характера.
Минюст РФ в свою очередь в отзыве на иск сообщил, что в результате экспертизы Порядка выявил наличие в нем самостоятельных норм прав. Так, например, письмом ФНС регламентированы основания проведения сверки счетов, способы представления заявления о предоставлении акта сверки, максимальный период проведения сверки, основания для отказ.
Судьи напомнили налоговикам, что согласно подп. 5.1 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на совместную с налоговыми органами сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и получение акта сверки расчетов.
Налоговые органы со своей стороны обязаны согласно подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов и оформлять результаты актом.
Положение пункта 5 Временного порядка не соответствует НК РФ, поскольку в кодексе не установлен максимальный период для сверки расчетов.
В итоге ВС РФ своим решением от 11.08.2022 № АКПИ22-468 удовлетворил требования компании и признал письмо ФНС от 9 марта 2021 г. № АБ-4-19/2990 недействующим в полном объеме.
Таким образом, сверку расчетов с бюджетом можно провести за пределами трех последних лет.