Налоговики вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые организацией для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения
В каких случаях налоговики вправе осматривать помещения
Налоговики вправе производить осмотр, если:
- проводится выездная или камеральная проверка декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. п. 8, 8.1 ст. 88 Налогового кодекса. При этом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностное лицо инспекции, проводящее проверку, вправе осматривать территории, помещения, документы и предметы проверяемого лица;
- в отношении организации принято решение о взыскании недоимки в размере, более 1 млн руб., которое в течение 10 дней не было исполнено. В таком случае при наличии согласия организации должностное лицо может не более 1-го раза по одному решению о взыскании недоимки осматривать ее территории, помещения, документы и предметы.
Указанное следует из пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса.
Осмотр территорий, помещений, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления налогового инспектора, производящего осмотр.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем инспекции или его заместителем.
Возможен ли осмотр помещений организации в рамках проверки ее контрагента
Одно время ФНС полагала, что это возможно.
Такие разъяснения она давала в письме от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.
Однако, положения этого письма были признаны Верховным судом недействительными.
Он пришел к выводу, что при возникновении обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, налоговикам предоставлено право истребовать эти документы у участников сделки или у иных лиц, которые ими располагают (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса).
Это право может быть реализовано в рамках такого самостоятельного мероприятия налогового контроля как истребование документов.
При этом документы могут запрашиваться о самой организации, плательщике сборов, страховых взносов, налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
А предусмотренное ими право налоговиков истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемой организации, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений.
Поскольку пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемой организации.
С этой позицией Верховного суда согласен и Минфин, который приходит к тем же выводам в своих разъяснениях (письмо Минфина России от 06.12.2019 № 03-02-07/1/95045).