
В России могут запретить использование нескольких тысяч иностранных автомобилей, ввезенных по параллельному импорту с упрощенной системой ЭРА-ГЛОНАСС. Под угрозой оказались модели Toyota, Lexus, Mitsubishi, Porsche, Jeep, Chevrolet, Volkswagen, Kia, а также китайских брендов Chery, Geely и Omoda.
Росстандарт обнаруживает иномарки, ввезенные в Россию, которые имеют проблемы с установкой устройства вызова экстренных служб после аварии.
В настоящее время ведомство обнаружило неисправности у 4589 завозимых машин, не отвечающих требованиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
В претензиях указаны легковые и грузовые автомобили 44 марок от европейских, японских, корейских и китайских производителей.
Сообщение Росстандарта для метрологических органов и Госавтоинспекции. опубликовал Telegram-канал «Русский автомобиль».
Согласно приложению, выпущенные машины оснащены устройствами вызова экстренных служб, но они не срабатывают автоматически. Из-за этого транспортные средства не отвечают требованиям пункта 114 приложения №2 к техрегламенту и представляют прямую угрозу здоровью и жизни граждан.
В связи с этим орган госконтроля может применять все меры по защите жизни и здоровья граждан, включая запрет на выпуск данных машин и обязательный отзыв продукции.
Какие машины под угрозой
Приложение к письму содержит перечень из 44 марок автомобилей, для которых производители и импортеры получили одобрения типа транспортного средства (ОТТС) с предусмотром полноценных систем ЭРА-ГЛОНАСС с автоматическим срабатыванием. Вместо этого установлены упрощенные устройства, разрешенные на машинах по параллельному импорту.
Для оформления выдаётся упрощённый сертификационный документ — заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС).
По данному документу разрешается установка упрощённой «тревожной кнопки».
В список также вошли грузовые бренды, такие как китайские Sitrak, Shacman, Sany, Foton, корейские Hyundai, европейские DAF и MAN.
Автопроизводители подтвердили «Газете.Ru», что регулятор уведомил их о своем расследовании.
Официальный представитель компании Chery в РФ Евгения Никитена-Кацарская заявила, что получили уведомление от Росстандарта по данной теме. В настоящий момент занимаются проверкой информации, а после этого результаты и материалы проверки направят в Росстандарт в установленный срок.
В российской представительстве Porsche заявили, что не завозили и не выпускали в продажу на территории России автомобили, упомянутые в сообщении ведомства.
В Россию эти машины привезли другие люди.
Другие дистрибьюторы зарубежных компаний пока не представили комментарии.
Какие санкции возможны
Техрегламент предусматривает защитную оговорку, позволяющую Росстандарту запретить продажу автомобилей и отозвать их с рынка. Прежде чем это сделать, производитель, продавец или импортер могут устранить выявленные нарушения в согласии с контролирующими органами.
Таможенные органы имеют право выявлять автомобили, не соответствующие Техрегламенту.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, за нарушение технического или тарифного регулирования предусмотрена ответственность с точки зрения таможенного регулирования. Таможенные органы могут принимать меры против торговых сетей, реализующих товар, в рамках постконтроля, в том числе изъять предмет нарушения.
Что можно спросить у хозяина?
Сергей Бургазлиев, независимый консультант по автопрому, сообщил «Газете.Ru», что проблемы с ЭРА-ГЛОНАСС, оформлением СБКТС и ЗОЕТС были предсказуемыми.
В спешке разработали нечеткие критерии для упрощенной процедуры оценки соответствия. Это привело к проблемам у добросовестных покупателей, которые могут быть оштрафованы или лишены электронного паспорта транспортного средства за нарушение при применении модулей ЭРА-ГЛОНАСС.
Для аннулирования ЭПТС от автомобиля должны существовать основания, установленные нормативными актами о выдаче и аннулировании электронных паспортов транспортных средств.
По мнению эксперта, применение упрощённых устройств ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимых машинах, допускаемое постановлением правительства №855 от 2022 года, в некоторых случаях признаётся нарушением для части импортированных автомобилей, что выглядит странно.
Предполагаю, что в нормативно-правовых документах отсутствует пункт об аннулировании ЭПТС из-за несоответствия модулей ERA-GLONASS требованиям технического регламента. При наличии действующего сертификата соответствия на сам модуль к дате его установки в автомобиль, какие могут быть претензии к установщику и тем более к владельцу? — подытожил Бургазлиев.