В каких случаях выемка считается незаконной?

Автор:
Фото: img.freepik.com


Суд признал незаконной выемку документов у компании, не подвергнутой выездной проверке. Контролёры считали организацию взаимозависимой с проверяемой компанией, поэтому оправдывали свои действия. Журнал «Расчет» поручил Марии Лоецкой, старшему налоговому юристу юридической фирмы «Гин и партнеры», изучить эту ситуацию.

Расчетливая подписка!

Бесплатная подписка на журнал «Расчёт» доступна при приобретении «Практической энциклопедии бухгалтера». Акция скоро закончится, успейте воспользоваться предложением!
Подключить бератор с «Расчётом»


Налоговая служба провела проверки у ряда фирм, которые, по мнению ревизоров, имели между собой связи.


Важно, что все организации располагались в одном здании. Эту площадь организация арендовала у другой компании, в отношении которой не производилась проверка.


В момент выемки документов у проверяемых компаний ревизоры решили провёл её и у компании, сдающей площади в аренду, имея основания полагать, что и это предприятие взаимозависимо.


Из материалов дела следует, что ревизоры во время выемки у проверяемых компаний пытались попасть в кабинет генерального директора арендодателя. Генеральный директор попытался этому воспрепятствовать, но безрезультатно. Контролеры получили доступ в помещение и забрали оттуда интересующие их документы.


Арендодатель посчитал этот факт неправильным и попытался оспорить решение налоговой инспекции сначала вне суда, однако добиться положительного результата не удалось. После этого компания подала иск в суд и одержала победу.


Разбирательство достигло кассационной стадии. Инспекторам не удалось добиться успеха, изъятие документов из помещения, не принадлежащего проверяемому налогоплательщику, арбитрами признано противозаконным (Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции № Ф06-8721/2021 от 22 сентября 2021 года по делу № А06-14570/2019).

Правила проведения выемки


Рассматривая спор, судья указал ревизорам на статью 94 Налогового кодекса, в которой сказано о необходимости мотивированного постановления для начала процедуры выемки.


Арбитражные судьи подчеркнули, что выемку выполняет налоговая инспекция, проводящая проверку на основании норм Налогового кодекса. Согласно этим нормам, проверка осуществляется исключительно у подотчетного налогоплательщика.


В данном контексте как налоговому специалисту необходимо внести пояснение: суды всё чаще принимают другое решение. Сейчас арбитражные суды считают допустимой изъятие документов и предметов у человека, имеющего необходимые бумаги.


Арбитражные суды зачастую сходятся во мнении, что при проверке налогоплательщиков нужно исключать документы взаимозависимых с ним лиц.


Из обсуждаемого дела следует, что постановление выходит за рамки принятого подхода. Выводы арбитров достаточно категоричны в пользу налогоплательщика.

Нарушения во время выемки


Во время разбирательства дела суд учёл несколько ключевых моментов. Статья 94 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает изъятия предметов у лица, по поводу которого не ведётся проверка и в отношении которого не принято постановление о проведении изъятия.


Налоговая инспекция не запросила документы и предметы у арендодателя до вскрытия помещений по решению суда.


В этом споре важное значение имеет тот факт, что Налоговый кодекс обязывает контролеров сначала требовать добровольное предоставление документов и предметов перед их изъятием. В случае отказа налогоплательщика инспекция вправе произвести принудительный забор.


Возможно, наличие убедительных доводов о взаимной зависимости повлияло бы на исход разногласия.


Успех компании в данном конфликте складывается из ряда факторов, оказавших значительное влияние.

Спорная процедура выемки


В практике встречаются ситуации, похожие на описываемую, но с обратным исходом. Инспекторы проводят выемку у не проверяемой компании, руководствуясь предположением о взаимозависимости предприятия с инспектируемой организацией.


Поскольку действия ревизоров признаются законными, жалобы в досудебном порядке часто не приводят к результатам. Служба придерживается позиции, что если у инспекторов достаточно оснований считать лиц взаимозависимыми и на территории проверяемой компании обнаружены документы налогоплательщика, выемка у непроверяемой компании является правомерной.

Этот спор поддерживает такую практику. По моему мнению, такой подход неверен, поскольку инспекторы могут начать проверять любую компанию по mere предположению.


Ещё один спор приведёт в пример. Недавно изучала судебный случай, где арбитры поддержали доводы инспекторов.


Суть спора заключалась в том, что контролеры произвели выемку уже на первый день выездной проверки. Компания оспаривала такие действия, аргументируя это тем, что ревизоры не успели запросить документы, а сразу приступили к изыманию их.


Инспекторы обосновали свое решение прошлым опытом работы с компанией. Ранее она недобросовестно выполняла требования контролеров, что заставило их предположить повторное препятствование передаче всех необходимых документов. Суд поддержал налоговый орган в принятом решении.


В Налоговом кодексе достаточно подробно изложена процедура запроса документов и их изъятия.


Если компания не выполняет требования полностью или лишь частично, например, передает документы и информацию не в полном объеме, запрашиваемом инспекторами, у налогового органа могут возникнуть подозрения о том, что необходимые бумаги, позволяющие установить правильность расчета налогов, уничтожены. Это дает основание для визита ревизоров на территорию налогоплательщика для изъятия документов и информации.


Важно подчеркнуть, что за последнее время в нашей практике не случалось случаев выемки без предварительной подачи требований о предоставлении документов.