Учет расходов при возврате субсидий

Автор:
Фото: img.freepik.com


Министерство финансов определило правила учета субсидий на мероприятия по профилактике COVID-19 в случае нарушения получателем условий их предоставления (письмо от 31 августа 2022 г. № 03-03-06/1/84813).

Как учитываются субсидии в налоговой базе


В ходе обсуждения чиновники начали с общих положений. Субсидии учитываются при определении налога на прибыль как часть доходов, согласно пункту 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, по мере признания затрат, осуществленных за счёт субсидий.


В пункте 4.1 рассматриваются субсидии для предпринимателей, действовавшие в период пандемии, согласно информации ФНС от 9 марта 2021 года.

А это две субсидии из федерального бюджета.


Согласно постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576 поддержку предоставляли субъектам малого и среднего предпринимательства, входившим по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и работающим в отраслях экономики, указанных в правительственном перечне, как наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.


Субсидия предназначена для частичного возмещения расходов организаций и предпринимателей, возникающих при ведении бизнеса в период пандемии коронавируса.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 976 предусмотрена субсидия в виде единовременной выплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства.
удовлетворяющие определенным требованиям.


В отличие от предыдущей, эта субсидия направлена на конкретные цели. Ее задача формулируется обширно: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».


В документе отсутствует список предписанных мероприятий по профилактике для расходования средств и указания последствий неправильного использования финансов.


Это может означать, что расходы на любые товары, работы или услуги по профилактике (дезинфекция помещений, приобретение средств защиты, проведение анализов и тому подобное), в рамках Постановления № 976, могут считаться целесообразными. Возможны риски, если субсидия получена с нарушением установленных правил.

Что написано в правилах выдачи субсидии


Правилами выдачи субсидии, утвержденными Постановлением № 976, предусмотрено выделение средств на первоначальные расходы по профилактике (15 тысяч рублей) и текущие (по 6500 рублей на каждого работника). Предприниматели без сотрудников получают финансирование только на первоначальные расходы.


Согласно пункту 12 правил, при искажении сведений в отчетности, предоставляемой в ПФР, в том числе форме СЗВ-М, послужившей основанием для расчета суммы субсидии, полученные средства подлежат возврату в бюджет.


Федеральное казначейство может проверять, насколько эффективно используются субсидии, согласно пункту 13 правил и пункту 2.1 статьи 266.1 БК РФ. Получатели субсидий могут быть запрошены предоставить соответствующую документацию (ст. 267.1 БК РФ).

В случае выявления нарушений при предоставлении субсидий согласно постановлению № 976…


По всей видимости, проверка получателей субсидий завершена или еще продолжается, и в ходе проверок выявляются нарушения.


Налоговые последствия нарушений указаны в абзаце 6 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации.
письмо Минфина от 31 августа 2022 г. № 03-03-06/1/84813.


Организация, нарушившая условия получения субсидий, включает их в полном размере в доходы за соответствующий налоговый период.


Расходы от возврата субсидии налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают. Минфин не указывает конкретные затраты, которые могут возникнуть при этом. Вероятно, речь идёт о сумме самой субсидии, признанной нецелевой по п. 5 правил или полученной на основе искаженной информации по п. 12 правил. А также о банковской комиссии за возврат денег.


Все эти расходы не подходят критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации для учета их в качестве расходов, так как не связаны с деятельностью, имеющей целью получение прибыли.