Ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной проверки, установленного пунктом 4 статьи 89 НК РФ, не распространяется на истребование бумаг при встречной проверке в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ.
Периоды, за которые налоговыми инспекторами могут быть истребованы документы в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» НК РФ, ограничиваются сроками хранения документов. Такой подход подтвердил Минфин России в письме от 30 апреля 2019 года № 03-02-08/32313.
При этом если предельные сроки хранения истребуемых документов, установленные законодательством, на момент получения требования от ревизоров не истекли, компания обязана представить запрошенные бумаги, что подтверждается соответствующей практикой.
Примером сложит Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2017 года № 07АП-11298/2016 по делу № А45-3947/2016. Отказ от представления бумаг или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьями 126 и 129.1 НК РФ.
По мнению судов, относимость документов к проверяемому периоду и их оценка находятся в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку, а инспекция не обязана обосновывать связь указанных документов с проводимой ревизией (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2019 г. № Ф06-41326/2018 по делу № А55-5410/2018).
Таким образом, если контролеры в рамках встречной проверки запрашивают у компании документы, относящиеся к периоду даже более чем трехлетней давности, предприятие обязано их представить.
Евгения Солдатова, руководитель налоговой практики департамента финансового консультирования, аудита и МСФО компании КСК групп