
Юристы по налогам обнаруживают в практике случаях проведения телефонных допросов линейных сотрудников компаний специалистами налоговых органов. журналу «Расчет» О ходе таких допросов, предмет интереса ревизоров и возможности руководства организации предотвращения подобных собеседований.
В последнее время налоговые органы применили новую методику сбора сведений о деятельности компаний. Эта методика не предполагает извещение свидетелей или проведение допросов. Налоговые ревизоры обращаются сотрудникам фирм по телефону, предлагая обсудить интересующие вопросы в режиме реального времени.
Без процедурных излишеств
Ревизоры, предложив собеседнику поговорить по телефону, могут назвать множество причин: от быстрой получения информации до сокращения действий допрашиваемого сотрудника компании. Иногда инспекторы предлагают лишь уточнить некоторые детали, гарантируя при этом краткость беседы.
Неудивительно, что сотрудники, получающие такие звонки, соглашаются разговаривать с ревизорами. Такое решение работников часто вызвано психологической реакцией и незнанием сотрудников Налогового кодекса. Линейные работники предприятий не знают и не понимают, имеет ли право налоговый инспектор задавать вопросы по телефону, пугаются того факта, что звонят именно им, а не руководителям. Одновременно с этим опасаясь возможных негативных последствий, сотрудники соглашаются на такой разговор еще и потому, что поговорить по телефону кажется более безопасным вариантом общения с инспектором, чем получение официальной повестки на допрос и посещение Налоговой службы. Действительно, ответить на несколько вопросов совсем не сложно.
Налоговая служба может получить ценную информацию, связавшись по телефону с сотрудником компании.
В практике встречались ситуации, когда работники предоставляли не только информацию, но и сообщали номера телефонов, имена партнеров и другую информацию инспекторам.
Статус проверки
Разговор между ревизором и сотрудником компании (ревизор может получить информацию и от работников контрагентов проверяемой организации) законом не подлежит документированию.
Информация, полученная таким способом, непригодна для дела. Только разматывая клубок событий, можно обнаружить первоначального свидетеля, запустившего цепочку официальных действий: допросов, запросов документов и так далее. Первоисточником данных может быть даже невинный разговор инспектора с сотрудником компании по телефону. Главная цель таких бесед – определить направление расследования.
В ходе подобных допросов некоторые работники соглашаются подписать протокол. Поэтому в определенных ситуациях телефонный разговор, казавшийся безобидным, может превратиться в оформленный официальный протокол допроса. Полученный таким образом протокол возможно признать недопустимым доказательством, если известно, что «настоящего» допроса не было. Но если тебе предъявляют протокол допроса, например, сотрудника контрагента, ты можешь не понимать, как он был получен.
Такие телефонные беседы с налогоплательщиками не предусмотрены налоговым законодательством. Возможно, это решение отдельных инспекторов, стремящихся оперативнее получить требуемые сведения.
Оформите подписку на журналы «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первый квартал 2021 года! Скачать счет на подписку
Превентивная мера
Звонки такого типа могут продолжать поступать. Следует придумать способ противостоять телефонным допросам.
Для охраны интересов компании эффективным методом станет выпуск единого распоряжения для всех сотрудников предприятия.
В приказе следует указать, что при попытке ревизоров связаться с работниками предприятия по телефону, мессенджерам, электронной почте или доставке повестки на допрос по домашнему адресу, необходимо сообщить об этом ответственному сотруднику, руководителю подразделения или директору в зависимости от размера компании и её структуры.
Работники компании должны подписать приказ ознакомления. В дальнейшем новый персонал должен быть ознакомлен с документом.
Помимо распространения приказа, можно провести инструктаж сотрудников о поведении в случае получения повесток на допрос или звонков подобного рода. Стоит разъяснить работникам, что им нечего опасаться в случае вызова на допрос, поскольку ответственность за работу компании не лежит на них. Важно подчеркнуть, что сотрудники предприятия не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за налоговые правонарушения компании.
Специалист в этой ситуации практически ничего не теряет, а компания в случае разглашения данных может понести значительный урон.
О такой информации стоит информировать сотрудников фирмы во время инструктажа.
В процессе предпроверочного анализа ревизоры стремятся упростить сбор информации для оценки перспектив успешного завершения проверки компании. Допрос по телефону, не оставляющий следов, в этом контексте кажется эффективным методом. По этой причине его маловероятно исключат из практики налоговых инспекторов в ближайшее время.