
В январе особое внимание привлекает система начисления баллов Налоговой службе для бизнеса по различным показателям деятельности. Журнал «Расчет» провел исследование данной темы и составил график, помогающий предпринимателям оценить потенциальное количество баллов для своей компании.
Расчетливая подписка!
Подпишитесь выгоднее: на журнал «Практическая бухгалтерия» или на премиум-пакет, где к журналу добавится доступ к базе данных «Практическая энциклопедия бухгалтера» всего за 1900 рублей!
Подписаться на журнал «Практическая бухгалтерия» выгодно
На сессии, проходившей в рамках Гайдаровского форума в середине января, участники обсудили вопрос ранжирования налогоплательщиков Федеральной Налоговой Службы при проведении предпроверочного анализа.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров раскритиковал действующую систему, назвав ее непрозрачной. По его мнению, механизмы Службы не описаны в фискальном законодательстве и отсутствуют в документах с публичным доступом, сообщила газета «Ведомости».
Руководитель ФНС Даниил Егоров частично поддержал это мнение и добавил, что применяемые в Службе механизмы предпроверочного анализа служат для уменьшения бремя на предпринимателей.
Интересно, что система начисления баллов, разработанная ФНС, нашла применение и в практике самого бизнеса. При оценке потенциальных партнеров компании используют аналогичные подходы и алгоритмы.
Андрей Макаров полагает, что система ФНС может увеличить риски для налогоплательщиков, поскольку ее принципы работы для организаций остаются непонятными.
Принцип действия системы баллов
Журнал «Расчет» обратился к Кире Гин, управляющему партнёром юридической фирмы «Гин и партнеры», с просьбой прояснить принцип работы системы налогового органа.
На Гайдаровском форуме спикеры говорили о частично автоматизированном методе. Программный комплекс АСК НДС-2 помогает инспекторам выявлять разрывы по налогу на добавленную стоимость. В случае обнаружения разрыва в цепочке поставок программа покажет ревизорам выгодоприобретателей. Кроме того, контролеры присваивают организациям баллы на основании установленных критериев.
Например, организация, имевшая ранее выездные налоговые проверки, получает 10 баллов, если таких проверок не было, предприятие получает 0 баллов. Или другой пример: если у организации имеется в собственности имущество, например, недвижимость или транспорт, то она получает 15 баллов, если имущества нет, баллы не присуждаются. «Эта методика уже существует несколько лет, ФНС использует подход с присвоением баллов с 2019 года», – замечает Кира Гин.
По итогам оценки с использованием 11 критериев предприятиям присваиваются статусы: «выгодоприобретатели» (50 баллов и более), «предполагаемые выгодоприобретатели» (от 20 до 50 баллов) или «техническое звено» (менее 20 баллов).
Благодаря системе баллов и автоматическим комплексам налоговая может отличить настоящие предприятия от фирм-«однодневок».
Наконец, слово «финальное» может быть заменено на более подходящее по смыслу слово. Например:
* **Благодаря системе баллов и автоматическим комплексам налоговая может отличить настоящие предприятия от фирм-«однодневок». Решение все же остается за инспектором.**
Присвоение статуса «выгодоприобретателя» не означает автоматической проверки в компаниях.
Впрочем, ревизоры могут обратиться к коммерсантам с вопросами, запросить пояснения или документы.
Журнал «Расчет» представил таблицу с рейтингом компаний. Проверить баллы своей компании можно по ссылке. Информация от юридической фирмы «Гин и партнеры».
