Семь распространенных заблуждений о допросах в инспекции

Автор:
Фото: img.freepik.com


Миф – это удивительный инструмент передачи знаний: увлекательные истории легко запоминаются и передаются из поколения в поколение. Но вера в такие «правды жизни» в бизнесе, особенно в вопросах налогового планирования, может быть опасна и привести к серьезным финансовым потерям. Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», для журнала «Расчет» опровергла семь мифов о вызове на допрос в налоговую инспекцию.

Расчетливая подписка!

Берите сейчас подписку на журнал «Расчёт» даром, вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Срочно!
Подключить бератор с «Расчётом»

1 миф. О суровом инспекторе


Допрос — психологическая проверка, от которой следует максимально уберечься. Но утверждение верно лишь частично. Допросы могут иметь разные сценарии.


Некоторые инспекторы с самого начала демонстрируют враждебную позицию, стараясь вызвать максимальное напряжение в комнате для переговоров. Для этого применяют серию быстрых и агрессивных вопросов, которые могут звучать как обвинения. Впрочем, существует и другая крайность, куда более опасная.


Инспектор ведёт себя дружелюбно, расслабляет человека, чтобы усыпить бдительность. В кабинете допроса создается приятная, дружелюбная атмосфера, собеседники словно абстрагируются от процедуры. Общение переходит в формат доверительной беседы. Некоторым становится неудобно смолчать о фактах или не сказать что-то. В такой ситуации нужно быть крайне внимательным к словам.

2 миф. О «белой» компании


Некоторые предприниматели уверены, что ревизоры никогда не вызовут их работников на допрос. Такое мнение строится на том, что компания ведёт дела открыто. Однако это заблуждение. Российское налоговое законодательство местами сформулировано так, что отдельные положения можно понять по-разному. К сожалению, с подобными ситуациями сталкиваются многие плательщики налогов.


Не нужно прибегать к подозрительным методам для привлечения внимания контролёров.

3 миф. О неприкосновенности сотрудников


Существует мнение, что допрос повестки получают только руководители компании или главный бухгалтер. На практике же любой сотрудник предприятия может оказаться под прицелом налоговой инспекции. Верхняя часть иерархии приглашается на встречи в последний момент, поскольку у них как правило уже есть опыт общения с ревизорами.


Линейный персонал – источник важной информации, которую непрофессионалы охотно передают проверяющим. В ходе проверки могут быть допрошены секретарь, хранители склада, менеджер по закупкам, устанавливающий контакты с поставщиками и заключающий договоры.


Работники иногда посещают очные ставки без информирования руководства. Причины этого разнообразны, в основном – опасение уголовного наказания (которое, кстати, невозможно).

4 миф. О процедуре допроса


Существует заблуждение, что к допросу может быть привлечен только человек, получивший повестку. В действительности налоговый кодекс допускает иные способы вызова сотрудников фирмы в инспекцию.


Инициатива на местах развита хорошо, поэтому встречаются экзотические случаи, которые всё чаще становятся популярными. Официально допрос можно вызвать несколькими способами: повестка отправляется по месту регистрации сотрудника, в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, через «Госуслуги» (хотя таких случаев пока не было) и по ТКС в компанию. Но инструменты ревизоров не ограничиваются этим. Инспектор может позвонить сотруднику и предложить обсудить ситуацию в непринужденной обстановке.


Главное в таком разговоре – получить информацию, а не фиксировать факты. Ревизоры могут пытаться выслать повестку через мессенджер, но это не предусмотрено Налоговым кодексом, поэтому сообщение можно проигнорировать.

5 миф. О количестве допросов


Развенчиваем еще один миф – на допрос по одному основанию можно вызвать лишь единожды. В нашей практике имеется любопытный случай: клиент, состоящий на учёте в одной инспекции, постоянно посещает допросы в другой инспекции.


Заполучив новое сообщение, возмутился человек. Инспектор с ним не согласился, по его мнению, у последнего полное право вызывать директора на допрос любое количество раз. В этом даже есть своя правда: этот вопрос законодательно, увы, не урегулирован.

6 миф. О правильных ответах


Никогда нельзя лгать во время допроса, осознанно или нет. Даже если инспектор задает вопрос, на который нет ответа, например, когда ревизоры пытаются выяснить детали событий давности двух или трёх лет. Но и сказать простое «не помню» – тоже не самый лучший вариант.

7 миф. Об уведомлении


В убеждении о том, что все сотрудники компании знают, что после получения повестки должны рассказать об этом руководителю, кроется большая опасность. Это не так, люди могут просто недооценивать риски допроса и согласиться встретиться с инспектором, никому об этом не сообщая.


Руководителю организации следует издать приказ, в котором напомнить коллегам о необходимости сообщать о проявлении инициативы со стороны любых инспекторов, включая налоговых. При этом сотрудник не должен взаимодействовать с инспектором без участия налогового юриста.