Риски для фирмы при заключении фиктивных сделок.

Автор:
Фото: img.freepik.com


Налоговые инспекторы применяют дополнительные платежи в виде НДС и налога на прибыль к компаниям, замеченным в организации фиктивного документооборота с партнерами.

Что проверяют инспекторы?


В ходе аудита корпоративных операций контролирующие органы анализируют:

  • обоснованность выбора контрагента;
  • Вне соответствия выбор контрагента с обычной практикой ведения бизнеса или же собственными правилами налогоплательщика при выборе партнеров?
  • условия сделки и их коммерческую привлекательность;
  • деловую репутацию и платежеспособность контрагента;
  • риск неисполнения обязательств;
  • Контрагент должен иметь необходимые ресурсы — производственные мощности, техническое оснащение и персонал с требуемой квалификацией, а также соответствующий опыт.
  • Доля неуплаты контрагентами налогоплательщика налогов.


Налоговая служба примет во внимание отсутствие личных связей руководителей контрагентов, данных о реальном расположении контрагента, его складов, магазинов и производств, а также способов получения информации об этом контрагенте.

Когда доначислят налоги?


Статья 54.1 Налогового кодекса устанавливает ясные критерии для случаев, когда инспекторы обязаны признать расходы: при наличии реальных сделок, исполнении контрагентом своих обязанностей и отсутствии у сторон цели обмануть государство и снизить налоговую нагрузку.


В случае сомнений со стороны налогового органа в возможности осуществления сделки, например, доставки определенного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Или если инспекторы полагают, что основная цель сделки — уклонение от уплаты налога, и обязательство никто не выполнил.


Верховный Суд РФ в определении от 13.04.2020 № А40-254321/2018 рассмотрел дело о доначислении компании НДС и налога на прибыль за фиктивный документооборот с контрагентами. Первичные учетные документы не подтвердили реальность хозяйственных операций заявителя. Документы направлены на создание фиктивного документооборота для получения необоснованной налоговой выгоды: незаконного возмещения сумм НДС из бюджета и включения затрат в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.


Порой уполномоченные по налогам просят подтвердить подбор контрагента, указав нормы внутреннего регулирования предприятия.