В письме от 11 марта 2016 года № ЕД-4-2/3968@ Служба разъяснила, как действовать ревизору, если материалы проверки рассматривал не он, а другой специалист. ФНС рекомендовала в такой ситуации изучать материалы контрольного мероприятия заново.
В рассматриваемом письме ФНС ссылается на позицию Высшего Арбитражного Суда. В постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что исходя из системного толкования положений статей 101 и 101.4 Налогового Кодекса РФ, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки не тем руководителем (его заместителем) инспекции, который рассматривал указанные документы, является нарушением существенных условий процедуры. По мнению ВАС, в этом случае лицо, в отношении которого проводились ревизия или иные мероприятия налогового контроля, лишается возможности дать пояснения относительно выводов непосредственно тому должностному лицу налоговой инспекции, которое вынесло решение. Этим права налогоплательщика нарушаются. В связи с такой позицией ВАС, которая, кстати, подтверждается и арбитражной практикой, ФНС по сути рекомендовала заново изучать все документы, а не только полученные в ходе дополнительных мероприятий.
При рассмотрении жалоб компаний, оспаривающих результаты проверок, арбитражные суды в большинстве случаев отменяли решения, которые были приняты не теми ревизорами, которые непосредственно рассматривали документы и исследовали все доказательства по делу.
Очевидно, что ФНС стремится защититься от оспаривания своих же решений. И на первый взгляд кажется, что это письмо «на руку» предпринимателям, так как теперь они могут быть уверены, что решение будет принимать именно тот ревизор, который знаком с материалами проверки. Но тут есть одна опасность: не приведет ли все это к затягиванию сроков вынесения решения под предлогом того, что с документами знакомится должностное лицо, которое будет его принимать? И хотя письмо называется «О сроках рассмотрения материалов налоговой проверки», о сроках-то в нем не сказано ни слова. Остается только надеяться, что за увлекательным чтением полученных в ходе ревизии документов руководители инспекций не будут забывать, что они должны соблюдать сроки: согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ, решение по материалам проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового Кодекса РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. В связи с этим сам собой напрашивается один только вывод: теперь есть большая вероятность, что новые рекомендации станут дополнительным поводом для продления срока вынесения решения.
С полным текстом письма вы можете ознакомиться на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера».
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>