Реконструкция налоговой системы: ее стоимость

Автор:
Фото: img.freepik.com


Важное разъяснение в письме ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ касается налоговой реконструкции. Налогоплательщик, использовавший схемы ухода от налогов, может доплатить в бюджет необходимую сумму добросовестного участника таких сделок. В этом случае налоговики применяют расчетный метод и выясняют недоимку. Доплата не превысит эту сумму. При раскрытии ФНС данных о реальной сделке нужно трезво оценить последствия, иначе «с реконструкцией» обойдется дороже.


Налоговики применяют реконструкцию редко. Чаще всего расчет налога производится с выручки, без учета расходов и отказе в налоговых вычетах. ФНС установила подход к реконструкции.

В разъяснениях говорится:


Важно выяснить, выполнил бы налогоплательщик эту операцию ради ее экономической выгоды, если б не было налоговых льгот.


Для получения льготы налогоплательщику нужно предоставить сведения о настоящих участниках сделки с соответствующими документами. Такую информацию необходимо сообщить во время проведения налоговой проверки.


Налоговики применят статью 54.1 НК РФ с гуманизмом. Ждал этого письма.

Читать далее…


Даже при недостатке осмотрительности со стороны налогоплательщика, если понесены реальные затраты по сделке, а расходы и вычеты поддаются расчету по документам истинного исполнителя сделки, то возможна налоговая реконструкция.


Если фиктивный контрагент отказывается предоставить внутренние документы и имя реального исполнителя сделки, добиться налоговой реконструкции будет почти невозможно. У налогоплательщика нет правовых средств для получения этой информации. Налоговые органы могут это сделать, но не заинтересованы в проведении реконструкции.

Статья 54.1 НК РФ: сильные и слабые стороны

Читать далее…


Если налогоплательщик не проявил осмотрительности, то получит право на учет затрат и вычет НДС в любом случае – на основании имеющейся у налоговых органов информации и информации, полученной при содействии налогоплательщика.


В качестве защиты налогоплательщик может провести экспертизу для определения размера налоговых обязательств. Штраф за невнимательное отношение к выбору контрагента составит 20%, а у плательщика есть право обжаловать меры, снижающие размер ответственности. Если налогоплательщик не участвовал в налоговой схеме, действовал в рамках осмотрительного поведения и не обязан был знать о техническом характере исполнителя, то ему не производится доначисление налогов, и его не привлекают к ответственности, поясняет эксперт.


Налогоплательщик при совершении сделки может быть не осведомлён о том, что она привлечёт внимание налогового органа и не обладать информацией о реальных участниках.
Кроме того, множество товаров, например, для государственного сектора, ввозятся опосредованно, чтобы избежать санкций.
Речь идёт о товарах двойного назначения, которые завозится в Россию через другие компании.
В подобной ситуации плательщик также предпочтет скрыть происхождение товара.
В целом применение этого механизма на практике будет затруднительно. Фактически получается, что плательщик обязан предоставить расчет самостоятельно вместо того, чтобы это делала налоговая инспекция.


При выявлении перед Федеральной Налоговой Службой реальной сделки необходимо взвешенно оценивать её последствия. Налогоплательщик должен сравнить режимы налогообложения (свои и исполнителя), учесть групповые риски, оценить надежность других сделок с реальным исполнителем, экономическую выгоду от такой сделки и так далее. Механизм налоговой реконструкции будет полезен плательщикам, сотрудничающим с «техническими» контрагентами. Недобросовестные налогоплательщики могут обращаться к ним в расчете на минимизацию доначислений при раскрытии информации.

P. S.


Налоговая служба пока не нашла единого толкования письма по поводу статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.

Вот рассказ налогового юриста:


В отделе предпроверочного анализа предлагаю Руководителю отдела ППА совместно проанализировать контрагента и наши сделки с ним на предмет соответствия критериям, изложенным в Письме ФНС по ст. 54.1 НК РФ. Руководитель отдела ППА соглашается, достает схему, много заметок от руки. Схема визуально знакома, а в правом верхнем углу значок известной юридической компании. Говорю: „Очень приятно, что Вы пользуетесь информацией, подготовленной с другой стороны баррикад. А это ничего? ФНС разрешает?“ Ответ: „Ну надо же как-то понимать Письмо ФНС. Пользуемся всеми доступными источниками“.


Другой эксперт приводит эпизод: «Сегодня при рассмотрении возражений на акт выездной проверки налоговая инспекция, вевшая себя агрессивно в процессе, выразила готовность идти навстречу и предложила стать пионерами реконструкции. Правда, предположили, что теперь ФНС все будет согласовывать года три. В целом чувствуется, что налоговые органы ошарашены, и практика меняется. Теперь даже там где не нужно реконструировать, тоже хотят это сделать. Как бы в другие крайности налоговики не ударились. Каждая реконструкция затянется на несколько лет. Хотя хоть полезным делом будут заняты».