Доначисления за необоснованную налоговую выгоду не должны превышать суммы, которые бизнес отдал бы в бюджет, если бы не применял схемы оптимизации.
Такая поправка в статью 54.1 НК РФ содержится в законопроекте, подготовленном Межведомственной рабочей группой на базе Аналитического центра при правительстве.
Обосновать необосновывающееся
Напомним, статья 54.1 НК РФ обобщила критерии агрессивных схем ухода от налогов. Злоупотреблением считается умышленное искажение отчетности: учет фиктивных сделок, а также операции без разумных экономических причин, сделки с единственной целью сэкономить на налогах. Кроме того, статья требует от бизнеса проявлять «должную осмотрительность и осторожность» при выборе контрагентов.
Статья действует с августа 2017 года. За этот период, как сообщил недавно замглавы ФНС России Даниил Егоров, налоговые органы выиграли 90% споров.
Развязали руки и фантазию
Да, у налоговых чиновников есть повод для радости. А у бизнеса — для огорчений. Относительно новая статья 54.1 Налогового кодекса РФ привела к значительному росту доначислений после проверок компаний, сокрушается сопредседатель рабочей группы бизнес-омбудсмен Борис Титов. Существующая практика «носит штрафной характер» и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса.
Неоднозначные формулировки ст. 54.1 НК на практике привели к формализму, отмечают юристы. Например, если реальным поставщиком товара была не та компания, что указана в документах, а через посредников третье лицо, компании могут начислить налог не с прибыли после понесенных расходов, а с оборота и отказать в вычетах по НДС.
И действительно, суды почти всегда встают на сторону налоговых органов. Чуть ли не единичный случай решения в пользу компании зафиксирован недавно в Кемеровской области.
На «кусачую» статью наденут «намордник»
Авторы поправок видят необходимость прямо прописать в законе, что размер доначислений не должен превышать сумму, которая не была уплачена в бюджет в результате неправомерных действий. Статью предложено дополнить пунктом 5 о том, что «доначисление налогов не должно вести к двойному налогообложению, искажению экономической природы налогов, избыточному, не обусловленному экономическим содержанием совершенных операций, налогообложению», сообщает РБК.
При этом применять принцип налоговой реконструкции предложено лишь в том случае, если компания самостоятельно уточнила налоговые обязательства, скорректировав декларацию.