Проверки в сфере миграции проводятся на основании Административного регламента, утвержденного приказом ФМС РФ № 367, МВД РФ № 807 от 31 июля 2015 года. Указанную государственную функцию исполняют Главное управление по вопросам миграции МВД России, его территориальные органы, управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам, линейные управления на железнодорожном, водном, воздушном транспорте.
Срок проведения плановой проверки, в том числе документарной, не может превышать 20 рабочих дней, внеплановой выездной – семи рабочих дней.
Виды проверок в сфере миграции
Проверки в сфере миграции могут быть документарными и выездными (в том числе совместными), комплексными и тематическими, плановыми и внеплановыми.
Основания для проверки
Основаниями для принятия решения о проведении проверки являются:
- ежегодный план проверок юридических лиц, в том числе иностранных (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, утвержденный в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- план работы подразделения системы МВД России, утвержденный на соответствующий период;
- план проведения проверок на соответствующий период, утвержденный территориальным органом МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов РФ;
- предписание об устранении работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выявленного нарушения миграционного законодательства РФ, выданное органом государственного контроля, срок для исполнения которого истек;
- обращения и заявления граждан, в том числе иностранных граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов, информация, полученная из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) миграционного законодательства России, поступившие в подразделение системы МВД России;
- выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг) обязательных требований миграционного законодательства РФ в результате проводимого органом внутренних дел России мониторинга соблюдения таких требований в пределах установленной компетенции;
- наличие распоряжения начальника (заместителя начальника) Главного управления МВД России по вопросам миграции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры РФ материалам и обращениям;
- информация, свидетельствующая о возможных фактах нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг)законодательства РФ в сфере миграции, полученная органом внутренних дел России в пределах установленной компетенции.
Решение о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимает руководитель (заместитель руководителя) территориального органа МВД России.
Кто издает распоряжение о проверке
Издавать распоряжения о проведении проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя также уполномочены руководители территориальных органов МВД России и их заместители.
Эти должностные лица вправе:
- устанавливать сроки и вид проводимой проверки;
- продлевать срок проведения проверки;
- определять для проведения проверки должностных лиц органов внутренних дел РФ;
- отстранять или включать дополнительно должностных лиц органов внутренних дел РФ в группу по проведению проверки на всех этапах проведения проверки;
- назначать руководителя группы по проведению проверки;
- исключать или включать по предложению руководителя проверки или по своему усмотрению в состав группы, проводящей проверку, лицо, не являющееся должностным лицом органа внутренних дел РФ, в качестве специалиста (эксперта) по вопросам, требующим специальных знаний.
Они обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами, включенными в группу по проведению проверки, требований законодательства РФ;
- устанавливать сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- по результатам проверки принимать решения, предусмотренные регламентом;
- при принятии решения, существенно изменяющего порядок проведения проверки, дополнительно издать соответствующее распоряжение.
Распоряжение о проведении проверки
Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию (сведения):
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование объекта проверки, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- основания проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по государственному контролю;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень документов, подлежащих представлению проверяемым лицом для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Существенными изменениями, требующими издания нового распоряжения о проведении проверки, являются:
1) изменение вида проверки;
2) изменение сроков проведения проверки;
3) изменение состава группы по проведению проверки.
Регламент устанавливает строгие правила для должностных лиц, проводящих проверку. Их несоблюдение может послужить основанием для написания жалобы по результатам проверки.
Документарная проверка
Документарная проверка соблюдения положений миграционного законодательства проводится должностными лицами МВД России по месту нахождения подразделения без выезда на проверяемый объект.
Проведение документарной проверки производиться на основании имеющихся сведений, содержащихся, в частности, в информационных базах данных, сведений, полученных по запросам в органах государственной власти, от проверяемого лица и иных организаций.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации.
У организации контролеры имеют право также запросить:
- уставные документы;
- штатное расписание;
- договоры, подтверждающие право занимать помещение, где ведется деятельность (например, аренды), и др.
Проведение документарной проверки включает в себя:
1) направление в адрес объекта проверки (проверяемому лицу) копии распоряжения о проведении проверки и запроса о представлении документов и информации;
2) направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о представлении дополнительных документов и информации, связанных с деятельностью объектов проверки (проверяемых лиц);
3) анализ полученных документов и информации;
4) составление акта;
5) ознакомление с актом проверки проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, собственник или иной владелец проверяемого объекта проверки обязаны направить указанные в запросе документы.
В случае непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для осуществления документарной проверки, либо представления таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде лица, в отношении которых проводятся контрольно-надзорные мероприятия, привлекаются к административной ответственности.
О непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для осуществления документарной проверки, в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о возбуждении административного производства, определении об устранении выявленных в ходе проверки недостатков делается соответствующая запись.
Выездная проверка
Копия распоряжения о проведении выездной проверки вручается (направляется) проверяемому лицу в день выезда группы на проверяемый объект.
В начале проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает проверяемому лицу копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки проверяемое лицо проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса в качестве представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии.
Читайте также «Выездная налоговая проверка начинается с момента принятия решения о ее проведении »
Подписанный оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.
В случае выявления иностранных граждан, находящихся на территории проверяемого объекта с нарушением миграционного законодательства РФ, должностные лица, проводящие проверку, незамедлительно принимают меры, предусмотренные законодательством РФ.
Должностное лицо, проводящее проверку, знакомит проверяемое лицо, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта с положениями Административного регламента, регулирующими порядок проведения проверки, и правами и обязанностями проверяемых.
Затем должностные лица, проводящие проверку, приступают к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки, и сравнению ее с информацией, полученной путем изучения и анализа документов, сведений и информации, представленных представителем проверяемого объекта (проверяемым лицом).
Выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов, сведений и информации на проверяемом объекте (у проверяемого лица), в иных организациях, органах государственной власти, а также сведений, имеющихся в органах внутренних дел Российской Федерации.
Читайте также «Повторная выездная налоговая проверка»
Представляемые копии документов должны быть заверены подписью представителя работодателя или заказчика работ (услуг) или уполномоченного им лица, представляющего сведения, и скреплены печатью (при ее наличии).
Оригиналы документов представляются только должностным лицам группы по проведению проверки. Изъятие должностными лицами, проводящими проверку, оригиналов документов или копий документов, в представлении которых было отказано, допустимо только в случае выявления административного правонарушения в качестве обеспечительной меры согласно КоАП РФ.
В случае если по требованию должностного лица, проводящего проверку, документы (их копии) не могут быть представлены в установленный им срок либо отсутствуют, проверяемое лицо должно до истечения установленного срока представить должностному лицу, проводящему проверку, письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.
Требование о представлении документов оформляется письменным запросом. Запрос оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр вручается (направляется) проверяемому лицу, второй приобщается к материалам проверки.
В случае если заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, должностным лицом из состава проверяющих и проверяемым лицом подписывается акт приема-передачи документов. Документ готовится в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов и дата приема-передачи документов.
Действия проверяющих во время выездной проверки
Регламент устанавливает действия должностных лиц при проведении выездной проверки.
- Выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) объекта проверки (проверяемого лица).
- Предъявление служебного удостоверения.
- Объявление распоряжения о проведении проверки.
- Ознакомление проверяемого лица (представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта, в случае отсутствия – старшего по должности работника на объекте либо иного лица, имеющего непосредственное отношение к объекту проверки) с распоряжением о проведении проверки, вручение ему копии распоряжения о проведении проверки.
В случае отсутствия или отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с распоряжением копия распоряжения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру распоряжения, хранящемуся в деле органа МВД России, проводящего проверку, а на оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.
- Ознакомление проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки.
- Осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории объекта проверки.
На практике проверяющие вправе потребовать у иностранцев документы, которые всегда должны быть при них:
- паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
- миграционную карту или патент;
- вид на жительство или временное пребывание на территории России.
В отделе кадров проверят трудовые договоры и разрешения на работу, а также:
- разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы (если оно обязательно);
- уведомление о привлечении иностранцев;
- соответствие профессионального состава и численности иностранных рабочих квоте;
- соответствие заявленной цели въезда иностранца в Россию роду его фактических занятий.
По результатам осмотра делают запись в итоговом акте проверки. При осмотре могут использовать фото- и видео-съемку. При выявлении административного правонарушения в ходе осмотра составляется протокол об административном правонарушении (запись об этом делается в акте).
- Изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на объекте проверки.
- Направление запросов другим подразделениям органов внутренних дел о представлении дополнительной информации для проверки (срок исполнения таких запросов не может превышать трех рабочих дней) и изучение представленных по запросам документов и сведений.
- Сопоставление оригиналов истребованных документов с их копиями и подписание лицом, ответственным за проведение проверки, и проверяемым лицом актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки.
- Устный запрос информации у проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта и получение устных пояснений (при необходимости).
- Запрос у должностных лиц объекта проверки, иных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления дополнительных документов и информации (при необходимости).
- Фиксирование выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.
- Направление в случае необходимости иностранных граждан в органы внутренних дел РФ для проведения дополнительных процессуальных действий.
- Завершение проверки.
Акт проверки
Документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется с уведомлением о вручении проверяемому лицу, представителю проверяемого лица, собственнику или иному владельцу проверяемого объекта, второй приобщается к материалам проверки.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) дата и номер распоряжения о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование объекта проверки, его наименование или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Если по выявленным административным правонарушениям на момент окончания проверки приняты решения, – кем и когда данные решения вынесены, а также информация о направленных в органы внутренних дел РФ материалах, содержащих признаки составов преступлений;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;
9) подписи должностных лиц, проводивших проверку.
Все полученные при проведении проверки материалы формируются в отдельное дело.
Читайте также «Долг по акту проверки не включается в реестр требований кредиторов»
Решение по результатам проверки
По результатам проверки могут быть приняты следующие виды решений:
1) о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушение положений миграционного законодательства РФ со стороны проверяемого лица (на объекте проверки);
2) о назначении проверки в отношении иного объекта проверки (проверяемого лица) в связи с поступлением в ходе проводимой проверки информации о нарушениях им миграционного законодательства РФ;
3) о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы прокуратуры, МЧС, Минздрав, ФСБ России и иные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией в связи с выявлением признаков составов преступлений и (или) административных правонарушений на проверяемом объекте;
4) о продлении срока проведения проверки по предусмотренным основаниям;
5) о составлении протокола об административном правонарушении или определения о проведении административного расследования;
6) о неразрешении въезда иностранным гражданам на территорию Российской Федерации, о депортации, о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решения по результатам проверки принимает должностное лицо, издавшее распоряжение о проведении проверки, либо лицо, исполняющее его обязанности.
Заинтересованные лица имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел РФ в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.