С 16.07.2017 дополнен новыми правилами и требованиями Административный регламент по проведению Рострудом проверок соблюдения трудового законодательства, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент).
Новшества для проверяющих и проверяемых
При проведении проверки уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов теперь обязаны знакомить проверяемых организацию или предпринимателя с документами и сведениями, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7 Административного регламента).
При этом проверяющим запрещено требовать от организации или предпринимателя представления сведений и документов:
- не относящихся к предмету документарной проверки;
- которые могут быть получены территориальным органом Роструда в рамках межведомственного взаимодействия,
а также запрещено запрашивать сведения и документы до начала проверки.
Полный перечень сведений и документов, которые проверяющие при проведении документарных проверок должны получать в рамках межведомственного информационного взаимодействия, приведен в новом пункте 51(1) Административного регламента.
Проверяемые организация или предприниматель теперь вправе (п. 8 Административного регламента):
- знакомиться с документами и сведениями, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- представлять документы и сведения, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе;
- привлекать к участию в проверке уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Более того, проверяемое лицо больше не должно вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Проверяющие смогут сделать в журнале запись о проведенной проверке только при его наличии у организации или предпринимателя.
Однако теперь информация о проводимых проверках в обязательном порядке будет поступать в федеральную государственную информационную систему “Единый реестр проверок” (п. 25 Административного регламента). Для этой цели прописана отдельная административная процедура – в новом подразделе к разделу III Административного регламента.
А лица, подавшие жалобу на действия (бездействие) и решения, принятые (осуществленные) в ходе проверки, смогут принимать участие в опросах, анкетировании по вопросам:
- полноты и качества проверок;
- соблюдения требований Административного регламента.
Читайте также «Совместные проверки ФНС и Роструда»
Новые сроки проверок и ожидания
Время ожидания в очереди при визите в территориальное отделение Роструда для подачи заявления и получения документов сокращено с 30 до 15 минут (п. 16 Административного регламента).
Максимально возможный срок продления плановой выездной проверки увеличен для малых предприятий – с 15 до 50 часов (п. 24 Административного регламента).
Уточнены основания для внесения изменений в утвержденный ежегодный план проверок, указанные в пункте 41 Административного регламента. Подробнее об этом читайте в таблице.
Изменение утвержденного ежегодного плана проверок
Суть изменений | Стало | Было |
Уточнены основания для изменения утвержденного ежегодного плана проверок | Внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях: а) исключение проверки из ежегодного плана в связи с: — невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации; — невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; — принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в связи с мораторием на проведение проверок малых предприятий, действующим с 01.01.2016 по 31.12.2018; — наступлением обстоятельств непреодолимой силы; б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с: — изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; — реорганизацией юридического лица; — изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя |
Внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки в связи с: — ликвидацией или реорганизацией юридического лица; — прекращением юридическим лицом или предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке; — наступлением обстоятельств непреодолимой силы |
Установлен срок для размещения сведений об изменении ежегодного плана проверок на сайте Роструда | Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях … размещаются на официальном сайте Роструда … в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений | — |
Причина для внеплановой проверки
С 01.12.2016 постановлением Правительства РФ от 18.11.2016 № 1213 был дополнен перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ и в пункте 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
С декабря прошлого года основанием для проведения внеплановой проверки стало поступление в Роструд обращений, заявлений, информации о фактах нарушений, приведших к:
- невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы;
- невыплате или неполной выплате других сумм, причитающихся работникам;
- установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
В связи с этим комментируемым приказом пункт 69 Административного регламента приведен в соответствие с текстом части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ.
Читайте также «Зарплата не выдана в срок – ждите внеплановую проверку Роструда»
Эксперт “НА” А.С. Дегтяренко