ФНС пытается решить проблему выплат «серой» зарплаты различными способами, одним из которых являются ревизии. В этом году они претерпели серьезные изменения, поскольку налоговые инспекторы стали пользоваться новыми критериями отбора фирм для проверки на предмет обнаружения доказательств «серой» зарплатной бухгалтерии.
Критерии налоговой проверки
В этом году ревизии налоговых органов по «серым» выплатам существенно изменились. Фискальная служба уточнила критерии, по которым должны отбираться компании для проверок. Это позволило вести целенаправленную борьбу с неплательщиками НДФЛ. Кроме того, на территорию предприятия инспекторы нередко заходят в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Закончиться такая ревизия может не только доначислением налогов.
Всего концепция устанавливает 12 критериев для принятия инспекторами решения о проведении проверки.
С этого года количество проверок, при которых исследуется правильность начисления НДФЛ, увеличилась, так как налоговики, наконец-то, определись с критериями поиска таких нарушений. Теперь при выборе компаний для проведения ревизий инспекторы учитывают жалобы и заявления граждан, направленные в прокуратуру, инспекцию труда или ИФНС. Любое сообщение, вне зависимости от наличия доказательств, может стать причиной проведения контрольного мероприятия. Эти поправки внесены приказом ФНС от 10 июня 2012 года № ММВ-7-2/297@. Ранее от сотрудника требовалось предоставить конверты с прописанными суммами и зарплатные ведомости, которые доказывают наличие «черной» бухгалтерии. «Серые» выплаты считались сложными для выявления нарушениями. Теперь наличие жалобы само по себе может явиться основанием для визита чиновников в компанию.
Всего концепция устанавливает 12 критериев для принятия инспекторами соответствующего решения. В их числе – налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, убытки предприятия в течение двух лет и более, значительные суммы налоговых вычетов, опережающие темпы роста расходов по сравнению с доходами, а также выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе. При этом каждая компания имеет возможность сравнить результаты своей работы с теми критериями, по которым фискалы отбирают фирмы для ревизий. Так, в приложении 2 к документу содержатся показатели налоговой нагрузки и рентабельности предприятий, признанные безопасными для организаций.
Изменения в работе инспекторов
Тем же приказом внесен ряд изменений в работу самих инспекторов. Руководителю контрольного управления дается поручение анализировать арбитражную практику и решения по досудебному урегулированию споров, а также создавать список деятельности фирм с высоким налоговым риском.
Для того чтобы при малейших подозрениях в неверном расчете оплаты труда сотрудник мог обратиться с жалобой в государственные органы, введено обязательное информирование персонала о составных частях зарплаты, размерах и основаниях произведенных удержаний и иных суммах.
Для того чтобы при малейших подозрениях в неверном расчете оплаты труда сотрудник мог обратиться с жалобой в государственные органы, введено обязательное информирование персонала о составных частях зарплаты, размерах и основаниях произведенных удержаний и иных суммах. Эта информация должна быть изложена в расчетном листке, в соответствии с законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Если суммы в этом документе указаны неверно, работник может обратиться в контролирующие органы, имея на руках доказательство нарушения.
Ирина Голова, эксперт журнала «Расчет»