Проверка полноты учета выручки

Автор: | 17.09.2013

Проверка полноты учета выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения исполнения государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета вы¬ручки денежных средств.

Как проходит проверка

Чтобы проверить полноту учета выручки, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

  • предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;
  • рассмотрение инспекторами документов;
  • проверка полноты учета выручки денежных средств;
  • оформление результатов исполнения государствен­ной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем или его заместителем налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие ин­спекторы обязаны предъявить проверяемому соответ­ствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подпи­сью представителя организации (подписью предприни­мателя) с указанием его должности и даты. Если прове­ряемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отмет­ка в поручении.

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и ис­пользованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной си­стемы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и ин­дивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и реги­стры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относя­щиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заве­рения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контроль­ным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверя­емый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фир­мы (предпринимателя) письменные объяснения, справ­ки и сведения по возникающим у них вопросам. Они так­же имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят налич­ные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить распис­ку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчи­ков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (воз­вращенным) кассовым чекам за день проверки. Распис­ка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ, и запися­ми в журнале кассира-операциониста. В свою очередь, записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отче­тами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) от­четы с ККМ, предварительно сверив их заводские и ре­гистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также све­рят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов воз­врата и сумму денежных средств, возвращенную поку­пателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта про­верка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического нали­чия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество исполь­зованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков доку­ментов, акты их приемки и инвентаризации и сопоста­вят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (ко­решков документов), хранящихся у организации (пред­принимателя).

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляет­ся с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий при­ем денежных средств. В этом случае инспекторы про­верят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Если выявлены нарушения

Если в ходе проверки выявлены нарушения законо­дательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, неза­конно. Исключение составляют случаи, когда инспек­ция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает про­изводство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотре­ния дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете об­жаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступи­ло в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с де­нежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основа­нии этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расче­тов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фир­мы — от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководи­тель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не явля­ется должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю на­логовики могут назначить только один штраф — в преде­лах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплати­ла) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кас­су, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или не­полная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходо­вание денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса.


Читать оригинал