Проверка обоснованности расходов во время выездных проверок.

Автор:


Федеральная налоговая служба прояснила вопросы, связанные с выездными налоговыми проверками, затрагивающие содержание уведомления о вызове в инспекцию, сроки принятия решения по выездной проверке, а также право налогового органа требовать документы, подтверждающие осмотрительность, осторожность организации и реальность сделки.

Направление уведомления


Налоговая инспекция может пригласить организацию для предоставления разъяснений по поводу уплаты, удержания и перечисления налогов и сборов, а также в ходе налоговой проверки или по другим причинам, связанным с исполнением законодательства об этих платежах. При этом Инспекция по налогам и сборам высылает плательщику письменное уведомление о вызове.
п. 4 ст. 31 НК РФ).


Уведомление направляется в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки: решением о ее проведении, продлении срока, приостановлении, возобновлении; постановлением о производстве выемки документов и предметов, назначении экспертизы, требованием о представлении документов (информации), справкой о проведенной проверке, актом, извещением о времени и месте рассмотрения материалов. Необходимость явки может быть связана с вручением значительного объема документов, подписанием документа налогоплательщиком, составлением протокола об ознакомлении и т.д.
№ АС-4-2/12837).


Форма уведомления утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 08 мая 2015 года.
№ ММВ-7-2/189@ В приложении 2 содержатся, например, такие предложения:

  • наименование налогового органа;
  • В этой строке сотрудники ИФНС сообщают о причине вызова налогоплательщика.
  • Подпись уполномоченного представителя налоговой службы.

Налоговая служба в комментируемом письме Отсутствие в уведомлении указания конкретного решения, которое будет вручено организации, по мнению автора, не нарушает прав организации.

Способы отправки уведомления


Документы, которые налоговые органы применяют при исполнении своих обязанностей в рамках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут передаваться непосредственно получателям или их уполномоченным представителям (п. 4 ст. 31 НК РФ).

  • непосредственно под расписку;
  • направлены по почте заказным письмом;
  • Передаётся в электронном виде по каналам связи посредством оператора электронного документооборота или личного кабинета налогоплательщика.


Налоговые декларации (расчеты) от лиц, обязанными представлять их в электронной форме, подаются налоговым органом только по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).

От приглашения инспекции лучше не отказываться


Появившись в ИФНС после получения уведомления о вызове для дачи объяснений, можно избежать административной ответственности – штрафа от 2000 до 4000 рублей (ст. 2.4 КоАП РФ, ст. 19.4 КоАП РФ).


Министерство финансов России указало, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Часть 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21).


За непоявление по вызову инспекции может быть применена административная ответственность, а не за отказы в предоставлении пояснений (п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).


Приглашение следует принять также с целью возможности разъяснения со стороны компании и урегулирования разногласий, arisen в процессе выездной проверки, что может предотвратить наложение санкций.

Срок принятия решения о выездной проверке.


Статья 101 Налогового кодекса РФ определяет срок вынесения решения о результатах налоговой проверки, включая материалы дополнительных мероприятий.


Получив акт налоговой проверки, организация имеет месяц на представление письменных возражений в инспекцию по всему акту или его частям. При этом налогоплательщик может приложить к возражениям документы (заверенные копии), подтверждающие их обоснованность, или передать их в налоговый орган до согласованного срока.


Руководитель ИФНС, проводившего проверку, рассматривает акт, материалы проверки и возражения по акту в течение десяти дней после истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Срок может быть продлен не более чем на месяц.


Верховный арбитражный суд России, опираясь на перечисленные положения, постановил, что инспекция должна рассмотреть материалы проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий и принять по ним решение в течение десяти дней со дня истечения срока направления лицом, подвергавшимся налоговой проверке (его представителем), возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).


До принятия решения организация изучает материалы проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, при необходимости подаёт возражения и рассматривает совместно с Инспекцией Федеральной Налоговой Службы материалы налоговой проверки.

Сроки вручения решения


Важно различать сроки вынесения решения и сроки его вручения. В письме налоговая служба сообщила, что вручение решения по выездной проверке после 10-дневного срока не нарушает существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, если выполнены другие обязательные действия: ознакомление плательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, предоставление возможности представить возражения, участие компании в процессе рассмотрения.


По пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение необходимо вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней после его вынесения. Начало отсчета этого срока приходится на день, следующий за днем вынесения (подписания) решения.


Даже если инспекция не соблюдет и пятидневный срок, компаниям не следует оспаривать решение по причине нарушения процедур налоговой проверки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 № А77-942/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.12.2012 № ВАС-16634/12), ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А33-8173/2010).


Компания может нарушить срок без каких-либо последствий. Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения действуют спустя месяц с момента вручения лицу, которому оно вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ). То есть, решение вступает в силу через месяц после вручения, если его не обжалуют за этот срок.

Документы, удостоверяющие осмотрительность, осторожность и реальность.


Признанию расходов для целей налога на прибыль способствует их экономическая оправданность, согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.


Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налогоплательщик осуществляет хозяйственную деятельность без достаточной осмотрительности и предусмотрительности, зная или имея возможность узнать о нарушениях со стороны контрагента.


Возможными признаками необоснованности налоговой выгоды являются невозможность проведения операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, а также отсутствие условий для достижения результатов экономической деятельности из-за недостатка ресурсов (Постановление № 53).


В письме налоговая служба сообщает, что при проверке целесообразности заявленных затрат инспекция во время выездной проверки имеет право требовать предоставления документов, которые подтверждают.


Действительность выполненных работ, предоставления услуг, включая выполнение как сторонними организациями, так и собственной командой налогоплательщика.


Налогоплательщик должен проявлять внимательность и осторожность при подборе партнёров и оформлении сделок.

Мнение судов о «нереальности» сделок


Арбитражные суды неоднократно рассматривали случаи, когда инспекция предъявляла компании претензии и взимала дополнительные налоги из-за выявлений необоснованных налоговых льгот.


В постановлении ФАС Московского округа от 29 мая 2013 года № Ф05-4447/13 по делу № А40-94438/2012 указано, что в одном из дел ИФНС установили и документально подтвердили следующие обстоятельства.


Несоответствие сведений о руководителе организации, отраженных в начальных документах, действительности (при наличии документально оформленного отказа руководителя от подписи и участия в деловой активности, а также отсутствии самой организации по указанному в начальных документах адресу).


Налогоплательщик не может выполнить указанные операции из-за невозможности доступа к имуществу или недостатка материальных ресурсов для производства товаров, работ или услуг.


Недостаток ресурсов и квалификации препятствует успешному ведению хозяйственной деятельности.


Компания спор потерпела поражение в этом споре, решение принято в пользу инспекции.


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для любителей прочесть свежие журнальные публикации с экспертным мнением и качественной версткой. Выбрать журнал >>


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>