
Проверки в сфере миграции осуществляются согласно Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России № 367 и МВД России № 807 от 31 июля 2015 года. Главное управление по вопросам миграции МВД России, его территориальные органы, управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам, линейные управления на железнодорожном, водном, воздушном транспорте исполняют данную государственную функцию.
Плановая проверка, включающая документарный этап, длится не более двадцати рабочих дней, а внеплановая выездная – семи.
Виды проверок в сфере миграции
Проверки по вопросам миграции бывают документарными и выездными (включая совместные), комплексными и тематическими, запланированными и внезапными.
Основания для проверки
Причинами для проведения проверки выступают:
- Ежегодный план проверок организаций, в том числе иностранных (филиалов, представительств, обособленных подразделений), а также индивидуальных предпринимателей утвержден по требованиям статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- План деятельности подразделения системы МВД России, принятый на данный отрезок времени.
- План мероприятий по проведению проверок за указанный промежуток времени, согласованный органом МВД по региону вместе с ответственными федеральными ведомствами или их представительствами в регионах, а также органами власти субъектов РФ.
- Указание о необходимости работодателем, заказчиком услуг или принимающей стороной устранить нарушение российского миграционного законодательства, выданное контрольным органом, но не исполненное в установленный срок.
- Обращения и заявления граждан, в том числе иностранных, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Информация от органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов. Сведения из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем или заказчиком работ (услуг) миграционного законодательства России, поступившие в подразделение системы МВД России.
- Обнаружение работодателем или заказчиком работ (услуг) факта, возможном нарушении им обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации, во время осуществляемого органом внутренних дел России мониторинга соблюдения таких требований в рамках его компетенции.
- Предписание руководителя (заместителя руководителя) Главного управления МВД России по делам миграции о внеплановой проверке, выданное по указанию Президента Российской Федерации или Правительства РФ, либо по запросу прокурора в ходе надзора за соблюдением законов по материалам, поступившим в органы прокуратуры РФ, и обращениям.
- Данные о предполагаемых нарушениях российским законодательством в области миграции работодателями или заказчиками работ/услуг, собранные органами внутренних дел Российской Федерации в рамках их полномочий.
Руководитель или заместитель руководителя территориального органа МВД России принимает решение о проверке юрлиц и ИП.
Кто издает распоряжение о проверке
Руководители территориальных органов МВД России и их заместители также могут выдавать распоряжения о проверке юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Эти должностные лица вправе:
- устанавливать сроки и вид проводимой проверки;
- продлевать срок проведения проверки;
- Установить, кого проверять в отношении должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации.
- Должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации возможно привлекать к участию в группе по проверке на всех её стадиях либо исключать из неё.
- Руководителем группы по проверке назначить.
- В группу, проводящую проверку, можно включать или исключать по предложению руководителя проверки или по собственному усмотрению лицо, не являющееся должностным лицом органа внутренних дел РФ, в качестве специалиста (эксперта) по вопросам, требующим специальных знаний.
Они обязаны:
- Убедиться, что сотрудники группы проверок, работающие в рамках указанных законов России.
- Определять график осуществления и содержание проверок, требуемых для выполнения поставленных задач.
- В соответствии с результатами проверки действовать по регламенту.
- При изменении порядка проверки, требующем значительных корректировок, выпустить отдельное распоряжение.
Распоряжение о проведении проверки
В распоряжении о проверке должны быть сведения.
- Название органа гос. контроля (надзора).
- Ф.И.О., звания и должности проверяющих, а также приглашенных специалистов и представителей экспертных учреждений.
- Наименование проверяемого объекта, полное наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке.
- Предмет, цели, задачи проверки и сроки ее осуществления.
- основания проведения проверки;
- Список правил проведения мероприятий государственного контроля.
- Даты и мероприятия контроля, необходимые для выполнения поставленных целей проверок.
- Список необходимых документов, предоставляемых контролируемым лицом для выполнения поставленных задач проверки.
- Период осуществления проверки.
Переменам, которые требуют выпуска нового указания о проверке, подлежат существенные моменты.
1) изменение вида проверки;
2) изменение сроков проведения проверки;
Изменение состава комиссии при осуществлении проверки.
Регламент предъявляет жесткие требования к лицам, осуществляющим проверки. Неу comply с ними может привести к подаче жалобы на результаты проверки.
Документарная проверка
Уполномоченные сотрудники МВД России осуществляют документарную проверку соблюдения норм миграционного законодательства, находясь в здании своего подразделения.
Документарная проверка проводится на основе имеющейся информации из информационных баз данных, ответов от органов государственной власти, заявления проверяемого лица и других организаций.
Объектом документарной проверки выступают сведения из документов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о их организационно-правовой форме, правах, обязанностях. Проверяются также документы, применяемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора) по соблюдению миграционного законодательства РФ.
У организации контролеры могут также потребовать:
- уставные документы;
- штатное расписание;
- Соглашения о праве осуществлять деятельность в помещении, например, договора аренды, и пр.
Документарный аудит состоит из:
Передача проверяемому лицу копии распоряжения о проверке, а также запроса на предоставление документов и информации.
Получение от других организаций и государственных органов дополнитльной документации и информации, касающихся деятельности проверяемых субъектов.
3) анализ полученных документов и информации;
4) составление акта;
Ознакомление с актом проверки проверяемым лицом, представителем проверяемого лица, собственником или другим владельцем проверяемого объекта.
В десятидневный срок после получения обоснованного запроса юридические лица, индивидуальные предприниматели, собственники или иные владельцы проверяемых объектов предоставляют запрашиваемые документы.
Если документы для проверки отсутствуют или представлены не вовремя, или информация предоставлена неполной или искажённой, то в отношении лиц, проходящих проверку, наступает административная ответственность.
В случае непредставления или несвоевременного представления документов для документарной проверки в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о возбуждении административного производства, определении об устранении выявленных в ходе проверки недостатков делается соответствующая запись.
Выездная проверка
В день выезда группы на проверяемый объект проверяемому лицу передаётся копия распоряжения о проведении выездной проверки.
В начале проверки сотрудник, ведущий её, заявляет о проведении проверки и предоставляет проверяемому лицу копию распоряжения о проверке. На оригинале распоряжения проверяемое лицо ставит отметку о получении копии с подписью, должностью (или другим подтверждением статуса представителя), фамилией, именем и отчеством, а также датой получения копии.