ФНС уже не один раз пыталась запустить сервис «Прозрачный бизнес». Новая дата назначена на август этого года. «Расчет» попросил Александрину Гин, партнера юридической фирмы «Гин и партнеры», оценить значимость сервиса с точки зрения возможных выгод и рисков для компаний.
В 2018 году ФНС опубликует сведения, на которые более не распространяется режим налоговой тайны. Этого шага к открытости данных бизнес-сообщество ждет с 2016 года, когда государство приняло Закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в ст. 102 ч. 1 НК РФ». Тогда было решено снять гриф секретности и сделать открытой следующую информацию: о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору); о среднесписочной численности работников организации; об уплаченных компанией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕвразЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом; о суммах страховых взносов; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Достоинства…
В апреле 2018 года ФНС в своем письме № ГД-4-14/7395@ напомнила, что публикация данных состоится и к вышеперечисленным сведениям на сайте налоговой добавится другая информация об организациях: о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение; о специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе.
Размещение указанных сведений будет происходить на официальном сайте ФНС (nalog.ru) по аналогии с уже существующими сервисами по проверке контрагентов (к примеру, проверка «массовости» адреса, руководителя/участника юридического лица и т. п.). Размещение данных будет производиться ежегодно, данные будут отображаться за календарный год, предшествующий году публикации.
На первый взгляд, открытая публикация фискальных данных – это скорее плюс, чем минус. Бизнес сможет получить больше информации о контрагенте при проверке его добросовестности и реальности осуществления им деятельности в рамках проявления должной осмотрительности. Исходя из полученных сведений по данным критериям можно определить, не ведет ли будущий деловой партнер деятельность с высокой степенью риска, к примеру: проверить уровень налоговой нагрузки компании на соответствие среднему уровню по отрасли; установить отражение контрагентом в налоговой отчетности значительных сумм фискальных вычетов (уплата НДС в незначительных размерах при больших объемах выручки); оценить по среднесписочной численности наличие у контрагента трудовых ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных работ; проверить суммы доначислений по налогам, пеням и штрафам.
…и недостатки
Однако при очевидных плюсах нововведений, направленных на повышение прозрачности в деятельности налогоплательщиков и затруднение работы с использованием так называемых «фирм-однодневок», есть и существенные негативные моменты.
Ранее при разрешении фискального спора, например, при применении вычетов по НДС, компания могла сослаться на отсутствие у нее информации о неисполнении/ненадлежащем исполнении налоговых обязательств контрагентом и невозможность ее получения, так как данные сведения относились к налоговой тайне. Теперь данный аргумент в спорах с ревизорами фактически утрачивает свою силу, и, как следствие, отказ налоговиков в вычетах по НДС в связи с неисполнением фискальных обязательств контрагентом будет правомерен. Компания сможет снять с себя ответственность за недобросовестность делового партнера только при условии, что на момент заключения сделки информация о контрагенте по каким-то причинам отсутствовала на сайте ФНС.
Обратите внимание
Наличие налоговой информации в базе ФНС способно нанести серьезный ущерб деловой репутации организации, привести к потере выгодных контрактов с заказчиками и довести компании до банкротства по заявлению кредиторов, поскольку данные критерии заведомо свидетельствуют о недобросовестности самого налогоплательщика.
Кроме того, указанные изменения способны затруднить бизнес-отношения между налогоплательщиками, поскольку показатели приведенных критериев, таких как среднесписочная численность сотрудников, уплаченные суммы налога и наличие задолженности по их уплате, не всегда являются объективными и отражающими реальность. Что я имею в виду?
Читайте также «Прозрачный бизнес: чем полезен новый сервис ФНС?»
Разумный выбор
Организация, не имеющая в штате тех или иных специалистов для выполнения работ/оказания услуг, может осуществлять деятельность с привлечением субподрядчиков, располагающих необходимыми ресурсами, что совершенно не противоречит законодательству. Низкие показатели налоговой нагрузки могут быть обусловлены рядом экономических причин, особенностями ведения бизнеса или иметь временный характер.
Наличие задолженности также не всегда свидетельствует о недобросовестности контрагента, так как налогоплательщик может находиться в стадии обжалования решения или требования ревизоров о доначислениях, по итогам которого санкции Службы могут признать незаконными.
На практике процесс обжалования занимает порой не один год, и все это время информация о наличии задолженности будет «висеть» в открытых данных о компании. Кроме того, с учетом ежегодного обновления, вполне возможна ситуация, когда сведения о задолженности будут числиться в базе, несмотря на фактическое их снятие в порядке обжалования или уплаты налога.
Наличие налоговой информации в базе ФНС способно нанести серьезный ущерб деловой репутации организации, привести к потере выгодных контрактов с заказчиками и довести компании до банкротства по заявлению кредиторов, поскольку данные критерии заведомо свидетельствуют о недобросовестности самого налогоплательщика и непроявлении должной осмотрительности со стороны его заказчиков, заключивших с ним договоры.
Заключение контракта при таких обстоятельствах тут же привлечет внимание налогового органа со всеми вытекающими последствиями в виде доначисления налогов, пеней и штрафов. Компании придется доказывать проявление должной осмотрительности, реальность сделки, а также обосновать, по каким именно причинам был выбран контрагент, несмотря на наличие негативной информации о нем. Понятно, что рисковать лишний раз, затевая спор с ревизорами, никто не захочет, соответственно, потенциальные заказчики просто будут избегать заключения сделок с таким «формально опасным» контрагентом.
Вывод: основная цель государства при снятии налоговой тайны с фискальных сведений о компании – это повышение прозрачности в деятельности бизнеса, возможность лучше оценивать потенциальные риски при работе с контрагентами, а также борьба с недобросовестными организациями и использованием «фирм-однодневок». Однако при использовании открытых данных о компании предпринимателям стоит руководствоваться не только формальными критериями, предлагаемыми налоговиками в качестве проявления должной осмотрительности.
Есть более важные показатели, о которых никому не стоит забывать, – это наличие деловой цели при выборе контрагента и реальность заключенных и совершенных с ним сделок. Соблюдение именно этих критериев существенно повышает шансы «отбить» претензии налоговиков при их обжаловании в досудебном или судебном порядке.
По просьбам коммерсантов
Запуск сервиса «Прозрачный бизнес» планировался Службой еще в 2017 году. Но тогда старт электронной услуги отложили на год. Проект должен был заработать с 1 июня этого года, но в конце мая ФНС сообщила, что старт сервиса снова откладывается еще на два месяца. На этот раз причиной переноса стали сами коммерсанты, которые попросили ведомство дать им дополнительное время для окончания проведения сверок с ревизорами по данным, которые теперь не считаются налоговой тайной. Представители Службы сообщили об этом «Российской газете».