
В этом году было принято много поправок в законы и вышло множество писем ФНС о усилении борьбы государства с финансовыми махинациями, фирмами-однодневками, легализацией преступных доходов и уклонением от налогов.
Эта статья освещает изменения, пришедшие в силу в 2013 году или ожидающие своего вступления в начале 2014 года.
Изменения негативно сказываются на положении налогоплательщиков, повышая требования к проведению камеральных и выездных проверок. Стоит принять меры по контроль за финансовым состоянием контрагентов при заключении договоров (во избежание их заключения с фирмами-однодневкамиОтветственность несут за правильное оформление первичных документов, подтверждающих сделки, и их сохранность; за согласование показателей в декларациях по налогу на прибыль и НДС в отчетном периоде, а также за избежание резкого снижения налоговой нагрузки по сравнению с предыдущими периодами.
Расширены «камеральные полномочия»
Согласно изменениям, внесенным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, с 30 июля 2013 г. вступили в силу поправки. Налоговый орган теперь может запросить у налогоплательщиков информацию и документы не только при проверках, но и вне их рамок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). При этом необходимость получения документов инспекторы должны обосновать. Налогоплательщик обязан предоставить требуемые документы в течение пяти дней со дня получения поручения об их истребовании (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, направляются по почте российским организациям по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ).
Внедряются новые правила возврата долгов между головной организацией и её дочерними предприятиями. Фискальная ответственность для мошенников будет выше.
Впредь налоговая инспекция имеет право удерживать задолженность, образовавшуюся по результатам проверки и пролежавшую более трёх месяцев, не только с подвергнутого проверке лица при условии…
- Если после проверки выручка фирмы начнет поступать в материнскую, дочернюю или иную зависимую компанию, то недоимку возьмут с этой компании. Статус организации определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
- Если после объявления о проверке компания перевела имущество в связанную компанию, из-за чего инспекция не может взыскать недоимку с проверяемой фирмы, она возьмёт деньги из связанной компании (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Разумеется, взыскание будет производиться только в пределах средств, выведенных из проверяемой компании. Такой порядок взыскания применяется и к организациям, которые иным образом связаны с должником. В подобной ситуации зависимость должна быть установлена судом.
Стоимость изъятого имущества установят исходя из его остаточной стоимости по бухгалтерскому учету на дату, когда проверяемая организация узнала или должна была узнать о предстоящей налоговой проверке.
С 1 января 2014 года Закон № 134-ФЗ устанавливает новые причины, по которым налоговая инспекция может запросить у плательщиков налогов пояснения.
- В случае проведения камеральной проверки уточнённой декларации (расчёта), где сумма налога к уплате уменьшена, налоговый орган сможет запросить от налогоплательщика разъяснения, подтверждающие изменения показателей декларации (расчёта) (п. 3 ст. 88 НК РФ). Представить эти объяснения необходимо в течение пяти рабочих дней.
- Налоговый орган имеет право аналогичным образом проверить декларацию (расчет) с заявленной суммой убытка в рамках камеральной проверки, согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ. В пояснениях потребуется обосновать размер убытка (пункт 3 статьи 88 НК РФ).
Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, осуществляющие камеральную проверку деклараций, могут запросить у налогоплательщиков разъяснения лишь при выполнении следующих условий.
- В налоговой декларации (расчёте) обнаружены ошибки.
- В предоставленных документах обнаружены расхождения.
- По сравнению с данными, предоставленными налогоплательщиком, информация из документов налогового органа не совпадает.
В 2014 году налоговая инспекция сможет запросить у плательщика первичные документы и другие материалы, подтверждающие изменения показателей декларации или расчета, а также аналитические регистры налогового учета, лежавшие в основе указанных значений до и после их корректировки. Такие действия возможны при подаче уточненной декларации (расчета) с уменьшенной суммой налога к уплате или с увеличенной суммой убытка спустя два года с даты установленного срока подачи данной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
Новое в администрировании НДС
С первого января две тысячи четырнадцатого года в соответствии с поправками, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации законом № 134-ФЗ, плательщики налога на добавленную стоимость при сдаче отчетности утратят право выбора формы представления декларации. Вне зависимости от количества работников отчетность направлять в ИФНС придется по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 и пункте 5 статьи 174 Налогового кодекса. Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция ее принять должна. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на двести рублей (статья 119.1 НК РФ).
В случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога, Декларации по НДС должны представлять даже лица, не являющиеся плательщиками НДС. Представление необходимо осуществлять в электронной форме через телекоммуникационные каналы связи (п. 5 ст. 174 НК РФ). С 1 января 2014 года на указанные лица распространяются правила проведения камеральных проверок деклараций по НДС (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Налоговые агенты по НДС, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанности уплачивать его, могут выбрать бумажную или электронную форму декларации и способ ее представления (лично, почтой или по ТКС), если численность штата не превышает ограничения. Однако это право они утратят в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского). Вступление данной нормы в силу отложено до 1 января 2015 года (п. 5 ст. 24 Закона № 134-ФЗ).
Посредники, не являющиеся плательщиками НДС, при исполнении обязанностей в интересах плательщика данного налога ведут журнал учета полученных и выданных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Изменен порядок взимания штрафов
Размер штрафа за опоздание с подачей декларации может меняться: в некоторых случаях он станет меньше, а в других – больше (п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ).
С наступления нового года начисление штрафов будет осуществляться по-новому.
- Штраф остается неизменным — 5% за каждый полный или неполный месяц с даты представления налоговой декларации. Но теперь расчет процентов производится только от суммы налога, которая не была уплачена вовремя.
- Размер максимального штрафа составит не более тридцати процентов от суммы неизплаченных налогов.
- Минимальный размер штрафа остаётся равным 1 тысяче рублей.
Если налог внесен своевременно, организация при опоздании с подачей декларации получит максимум штраф тысяча рублей. Это обоснованно, поскольку денежные средства уже поступили в казну.
С 1 января 2014 года за несвоевременное представление налоговой декларации по статье 119 НК РФ могут быть наказаны лица, не являющиеся плательщиками НДС, если выставлялись счета-фактуры с выделенной суммой налога, а также налоговые агенты.
С 1 января 2014 года вступают в силу изменения, предложенные законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ.
- Штраф по статье 126 НК РФ будет начисляться за несвоевременное предоставление запрошенных документов, а по статье 129.1 НК РФ – за неправомерное неприобщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
- Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ теперь распространится на предпринимателей и физических лиц, не являющихся предпринимателями, в то время как действующими правилами это не предусматривается (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2008 № А13-3145/2007). Размер штрафа для юрлиц и предпринимателей составит 10 тыс. рублей, для остальных физических лиц – 1000 рублей.
Введены новые правила деятельности налоговых комиссий.
Федеральная налоговая служба России в письме от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» обозначила основным предназначением работы комиссии обеспечение увеличения поступлений налогов в бюджет.
В ходе работы комиссия сосредоточится на выявлении…
- Недостаточное учёта деловых операций.
- Введение неточных данных в налоговую и бухгалтерскую отчетность.
- Использование схем незаконного возврата налога на добавленную стоимость.
- В бухгалтерских отчетах по налогу на прибыль предприятий отражены непризнанные расходы (потери).
- выплаты «теневой» заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- Выявление компаний, предлагающих зарплаты ниже прожиточного минимума или МРОТ.
В случае необходимости налоговые органы могут дополнить комиссию представителями исполнительной власти, Пенсионного фонда России, Госinsпекции труда, а также правоохранительных органов и прокуратуры.
На заседании комиссии рассмотрят заявки налогоплательщиков.
- Устанавливающие налоговые убытки в результате хозяйственной деятельности.
- Обладающие малой ставкой налога на прибыль организаций, акцизов, единого налога при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями. Под малой ставкой налога на прибыль для производственных организаций понимается ставка менее 3%. Для торговых организаций под малой ставкой налога на прибыль понимается ставка менее 1%.
- Налогоплательщики с низкой налоговой нагрузкой по НДС отбираются на основе деклараций по НДС за несколько периодов. В этих периодах отношение суммы НДС, подлежащего вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы должно составлять 89% и более.
- Налоговые агенты, у которых есть долг по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и сумма поступлений НДФЛ меньше, чем в прошлом отчетном периоде на более чем 10%.
- Налоговые агенты, выдающие зарплату меньше среднего по отраслям экономики региона. Будет уделено особое внимание налоговым агентам, выплачивающим зарплату ниже величины регионального прожиточного минимума.
- Самозанятые, которые получили профессиональный налоговый вычет свыше 95% от всей суммы заработанных денег за налоговой период.
- Индивидуальные предприниматели, указавшие в накладных выручку от реализации, но при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход равный нулю, или не предоставившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.
В случае неявки на комиссию заранее оповещённых налогоплательщиков, к ним обязательно будут применены санкции по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Методики оценки рисков, представленные в этом документе, могут помочь налогоплательщикам самостоятельно проанализировать предоставленную налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Елена АнтаненковаГлавный эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению в компании «Что делать Консалт» из Москвы.

Что за это будет?
Каковы риски для Вас, если государство одержит победу в конфликте? Мобильное приложение даст ответ. Узнайте больше >>