Прояснения по требованию контролеров: за и против.

Автор:

Постоянно увеличивается доля добровольных налоговых платежей от бизнеса. Каждый год сумма добровольных платежей увеличивается. Работа ФНС приносит впечатляющие результаты: если сравнивать доли поступлений от уточнений и доначислений по результатам проверок, то на добровольную доплату приходится более половины всех поступлений. Журнал «Расчет» провел беседу с Марией Лоецкой, старшим налоговым юристом юридической фирмы «Гин и партнеры», и узнал о мероприятиях по стимулированию уточнений в налоговой декларации, а также поможет ли добровольная доплата избежать проверки в случае существенных нарушений со стороны компании.

— Необходимо прояснить юридическое определение понятия «добровольное уточнение», которое всё чаще встречается в разговорах и обозначает самочинное или по требованию контролёров перерасчёт налоговых обязанностей компанией.

Выражение «добровольное уточнение» нуждается в кавычках. Действия компании обычно не являются добровольными с точки зрения самих ревизоров. Под добровольным подразумевается ситуация, когда компания обнаружила ошибку в расчётах и документах, из-за которой уплаченная сумма налогов оказалась меньше.

В данном случае ей доступна самостоятельная правка и уточнение налоговых обязанностей за указанный промежуток времени.

Право предложить компании скорректировать обязательства есть и у ревизоров, но лишь во время проверок, например, камеральной. Добровольными таковые уточнения назвать нельзя, поскольку по большей части обусловлены определённым воздействием со стороны инспекторов.

В Налоговом кодексе есть положения, разрешающие подобные поощрения со стороны налоговых органов?

В Налоговом кодексе предусмотрено одно основание для уточнения – это корректировка по итогам проверок налоговой инспекции. В частности, подобные ситуации могут возникнуть во время камеральных проверок, когда плательщик подает декларацию, а инспекторы после ее проверки направляют требование в соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ о том, что ревизоры выявили ошибку. Компания в таком случае имеет право уточнить сведения.

В данном случае у налогоплательщика два варианта действий: может отказать, заявив, что декларация ошибок не содержит, или подать уточненную декларацию, если согласен с наличием неточностей в документах или расчетах. Добровольные уточнения, о которых идет речь, не регламентированы Налоговым кодексом.

Существует ли официальный порядок действий, если компании требуется скорректировать свой платёж налога и уплатить дополнительно требуемую сумму?

Нет таких регламентов, поэтому в декабре ФНС направила письмо о минимализации побуждения к добровольным уточнениям налоговых деклараций.

В работе встречаются многочисленные уведомления, приглашающие плательщиков налогов в инспекцию для обсуждения обоснованности использования вычетов по НДС. Встречались и документы, где непосредственно в тексте уведомления содержалась просьба к бизнесменам предоставить уточненную налоговую декларацию.

На встрече с инспекторами

В ходе процедуры встречи, каковы действия налоговых инспекторов, и что говорят ?

Отсутствует фиксированный порядок проведения встречи. Как правило, она организуется в формате комиссии или в качестве мотивационной беседы.

Беседа между представителями бизнеса и ревизорами не регистрируется, но в итоге создаётся протокол. Документ может именоваться «Протоколом комиссии», «Протоколом заседания», «Протоколом по итогам встречи», «Протоколом о предоставлении пояснений налогоплательщиком».

Документ содержит список участников встречи и доказательства участия компании в подозрительных операциях, предоставленные инспекторами. Информация о спорных сделках обычно передаётся устно. Затем налоговая служба рекомендует уточнить налоговые обязательства по конкретным операциям за соответствующий период и внести дополнительный налог.

Как правило, в бюджет необходимо внести НДС. Иногда предлагают дополнительно уплатить НДФЛ или взносы. Очень редко – налог на прибыль. В протоколе также указана сумма налога.

Размер добровольного уточнения

Сколько денег обычно обсуждается?

Предлагаемые инспекторами суммы уточнения не сопоставимы с размером доначислений по итогам проверок – существенно меньше. Но таких мероприятий больше. В регионах бизнес просят уточнить размер налогов и на 150 000, и на 300 000 рублей. В Москве диапазон доплаты колеблется от 100 000 до нескольких миллионов рублей.

Вы говорили о суммах доначислений после выездов инспекторов. Какая примерно средняя сумма получается?

В среднем речь идёт о сумме около двадцати миллионов рублей. Думаю, психологически бизнес воспринимает уточнение лояльнее. Ведь компании обычно просят доплатить суммы, которые не остановят деятельность предприятия, как это может случиться после того, как организациям доначисляют по итогам ВНП двадцать миллионов рублей.

Вы утверждали, что предложение об уточнении налоговых обязанностей обусловлено ошибками бизнеса. Какими именно ошибками?

В большинстве случаев речь идет о предположении, которое контролеры строят на основе отклонений, фиксируемых системой «АСК НДС-2». Также предположение может основываться на недостаточном соотношении уплаченных налогов или взносов к выручке налогоплательщика, данные показатели формируются информационными системами.

В качестве специалистов по налоговому праву мы признаём возможность того, что в случае проверки налоговый орган сможет обнаружить подтверждение своей версии. Однако важно помнить, что на этапе предложений у инспекторов обычно отсутствуют неопровержимые доказательства для уточнения обязательств и доплаты.

Можно ли оспорить протокол и не соглашаться на добровольное дополнение?

Возможно, однако прежде необходимо решить, стоит ли вообще посещать комиссию.
Важно понимать, что даже если платник налога не появится на встрече, протокол можно получить через ТКС.

Практически не было случаев, когда за игнорирование подобного мероприятия кого-то штрафовали. По существу оно не предусмотрено законом. Уведомлением можно вызвать на дачу пояснений, однако для этого должны проводиться мероприятия налогового контроля, а таковые должны быть предусмотрены Налоговым кодексом.

Принимаем решение

— Что вы рекомендуете делать с полученным протоколом?

Необходимо изучить спорные операции или контрагента, о котором сообщает налоговая инспекция, вспомнить суть совершённых сделок. Уточнить, какие документы имеются у компании и какими доказательствами она может подтвердить правомерность своих действий. После анализа подготовить возражения, подобные тем, что компания готовила бы после получения акта выездной проверки.

Налогоплательщик должен предоставить свою точку зрения по оценке операций или заверить добросовестность контрагента. В документе необходимо упомянуть о наличии у компании подтверждений реальности сделок, из чего следует, что оснований для признания неправомерным уменьшения налогов нет.

Куда подать возражения: в вышестоящую налоговую инстанцию или инспекторам, с которыми состоялась встреча?

Документ следует отправить в тот же налоговый орган, что и выслал уведомление о вызове на комиссию. В ответе необходимо упомянуть полученный протокол или исходное уведомление, если по итогам встречи ревизоры не предоставили никаких бумаг.

Как по вашему мнению, ведут себя ревизоры при поступлении возражений?

Чаще всего молчанием. Если у инспекторов не имеется серьёзных доказательств, о чём было сказано выше, эта стадия завершится именно так.

Может сложиться иной расклад событий, если проверяющие будут уверены в нарушении. По этой причине важно заранее изучить документы сделки или контрагента перед составлением возражений. Нельзя исключать вероятность проведения выездной проверки после отказа компании уточнить налоговый платеж.

Бывало и так, что фирмы многократно перепроверяли свои обязанности, однако это никак не предоставило им иммунитета от проверок. Предполагают, будто четкое разъяснение по запросу проверяющих исключает проверку, но это заблуждение!

Компания внесла уточнение по сумме налога, но проверка всё же стартовала. Будут ли эти средства зачтёны в акте?

Повторно уточнённые суммы выплачивать не требуется.