В этом году будет продолжена работа над реформой о госконтроле, ведомства должны разработать целый ряд новых документов, – такое распоряжение дал? тогда ещё, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в декабре прошлого года.
Целый ряд документов должны будут подготовить ведомства для реализации реформы контроля бизнеса. Об этом стало известно во второй половине декабря. В частности, министерствам нужно создать дополнительные части к законопроектам по государственному контролю, обязательные требования, предъявляемые к бизнесу, разработать кодекс этики проверяющих, а также создать образовательные программы для ревизоров. О соответствующих поручениях премьер-министра РФ рассказали «Ведомости».
Обязательные требования
Напомним, срок до 2021 года установлен для разработки регуляторной гильотины – процесса, при котором власти отменят часть требований к коммерсантам, которые либо устарели, либо не актуальны. О запуске гильотины было объявлено год назад. В течение всего 2019 года чиновники разных ведомств обсуждали списки норм, которые будут упразднены. По планам властей после проведения первой очереди гильотины подобная процедура будет проводиться раз в пять лет для актуализации обязательных требований к коммерсантам.
Как сообщается, уже к февралю министерства, курирующие эту программу, должны расширить законопроекты и сформировать особенные части. Уточняется, что к концу марта ведомства направят в Правительство финальные предложения. В данном случае речь идет об уже конкретных мерах.
В частности, в законе о госконтроле должны быть описаны особенности отдельных видов проверок, а в законе об обязательных требованиях – списки ожиданий чиновников от компаний, работающих в различных сферах регулирования.
По сообщению «Ведомостей», пока нет окончательного решения о том, будут ли это два самостоятельных документа или же их объединят в единый кодекс.
Напомним, в мае прошлого года Минэкономразвития представило Контрольно-надзорный кодекс. В документе были собраны все виды контроля компаний, требования к бизнесу, описаны права и обязанности как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и самих ревизоров. Среди прочего документ, представленный ведомством, расширил список самих видов контрольных мероприятий, которые ранее не использовались ревизорами. Например, к таким можно отнести выездное обследование, выборочный контроль или инспекционный визит. Основной же акцент в самих проверках сделан на профилактике возможных нарушений требований законодательства.
Кодекс этики ревизоров
Кодекс этики – еще один документ, который предстоит разработать чиновникам. Документ должен отражать правила служебного поведения ревизоров и сформировать принципы этики. Кроме очевидной задачи, перед документом ставится и другая цель – профилактика коррупции.
Закон о госконтроле предполагает введение для проверяющих KPI, или показателей эффективности. Так, ожидается, что за проверки, которые были инициированы без явных причин, ревизоры могут быть наказаны. Основная же цель реформы – рост сокращения рисков, которые могут привести к нарушению законодательства.
В то же время количество самих проверок и обнаруженных в ходе таких мероприятий нарушений должно сокращаться.
Напомним, что по данным советника уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонида Анучина, количество проверок сокращается, объем плановых ревизий снизился с 2010 года в 4 раза, а количество внеплановых мероприятий уменьшилось в 2 раза.
При этом суммы штрафов, которые выписывают коммерсантам ревизоры, увеличиваются (данные по состоянию на апрель 2019 года).
При этом в конце прошлого года, по данным Института проблем правоприменения Европейского университета, который опубликовал исследование «Контроль и надзор в 2019 году. Новое и неизвестное в ожидании реформы», количество ревизий резко выросло. В исследовании Института не учитывались финансовые контрольные мероприятия, к которым, например, относятся проверки, инициированные Налоговой службой.
О количестве проверок ФНС можно судить по данным, озвученным, тогда ещё, главой налогового ведомства Михаилом Мишустиным. На форуме «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти», который проводился в конце октября этого года, он сообщил о сокращении количества контрольных мероприятий в первом полугодии. В частности, количество выездных проверок снизилось на 35,1 % и составило в абсолютном выражении 4 900. При этом объем жалоб на результаты таких мероприятий уменьшился на 47,3 %, количество разбирательств в суде с коммерсантами у налоговых инспекторов сократилось на 19,9 % (на момент подготовки номера к печати данные за год Службой не публиковались – прим. ред.).
Образовательная программа
Еще одна задача, поставленная перед ведомствами, – улучить образование ревизоров. Ответственным за реализацию этого поручения назначено Министерство науки и высшего образования. Совместно с ведущими вузами страны к апрелю 2020 года должны быть представлены дополнительные образовательные программы высшего образования в сфере проверок бизнеса.