Проблемы с процедурами и их устранение

Автор:


Ушло в прошлое время, когда процессуальные ошибки могли значительно изменить результаты проверок. Все же полезно знать, какие именно недочеты допускают проверяющие, чтобы попытаться сократить негативные последствия их действий. По запросу журнала «Расчет» Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», поделилась информацией о наиболее распространенных процедурных нарушениях со стороны ревизоров.

Расчетливая подписка!

Бесплатную подписку на журнал «Расчёт» дарят при покупке сборника «Практическая энциклопедия бухгалтера». Успейте воспользоваться предложением.
Подключить бератор с «Расчётом»

Всякие нарушения, с которыми компании сталкиваются от ревизоров, делятся на две группы: по существу и процедурно-процессуальные. Последние можно разделить еще на несколько категорий: нарушения, допускаемые в рамках проверок, выемок, допросов и прочих контрольных мероприятий.

Под процессуальными нарушениями подразумеваются несоблюдения правил, определяющих особенности процедуры. Регламенты процедур изложены законодателем в Налоговом кодексе. Часть нарушений вызвана искажением или игнорированием установленных правил.

Требовательные нарушения

В качестве первого примера можно привести нарушения, связанные с предъявлением требований. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает несколько оснований для их направления, как помимо налогового контроля, так и во время проведения проверок.

В некоторых случаях ревизоры во время проверки предъявляют требования, выходящие за ее пределы, требуя от налогоплательщика дополнительную информацию или бумаги, которые можно представить только при другой проверке. Фактически это изменение оснований для запроса документов или объяснений. Налогоплательщик, получивший требование, часто не может удостовериться в проведении контрольных мероприятий, и вынужден исполнить его под угрозой штрафа.

Некоторые читатели, вероятно, возразить: по количеству разъяснений от ведомств можно предположить, что при получении требований из налоговой службы компания всегда должна их исполнять. Министерство финансов и Федеральная налоговая служба России исходят из того, что ревизор вправе запрашивать любые данные для проведения налогового контроля и часто об этом напоминают в своих разъяснениях. Однако стоит помнить, что компания не обязана выполнять все требования ревизоров.

Юридическая фирма считает необходимым тщательно готовиться к подаче документов и пояснений. Кроме того, отсутствие бумаги не всегда приводит к штрафу для организации.

Запоминайте: любое представление бумаг ревизорам фиксирует документально подтвержденный факт деятельности компании на длительный срок в информационных системах налоговой службы. В любой момент инспекция может обратиться к этой информации. В связи с этим, рекомендуется оценивать риски представления или непредставления документов, применяя критическое мышление.

Для дачи показаний

Блоком нарушений, с которым сталкиваются плательщики налогов, являются вызовы в налоговый орган для предоставления пояснений. Такие приглашения чаще всего приходят на предприятие после того, как ревизоры обнаруживают разрыв и подозревают плательщика в том, что он является выгодоприобретателем по спорной сделке.

Приглашая представителя компании, ревизоры часто указывают в повестке: в случае отсутствия участника инспекция будет организована с сопровождением сотрудников правоохранительных органов. Такое уточнение также относится к нарушениям, так как не соответствует закону. Никто не может быть принудительно доставлен в налоговый орган. Налоговый кодекс такой процедуры не предусматривает.

Предприниматели могут столкнуться с нарушением при отсутствии протокола во время допроса. Ревизоры обязаны передавать этот документ допрошенному лицу по Налоговому кодексу. Свидетель не должен соглашаться с таким положением и лучше настоять на получении протокола сразу после завершения мероприятия.

Пропущенные сроки

Процессуальные нарушения также проявляются в злоупотреблении сроками проведения мероприятий налогового контроля и вручения документов, таких как акты выездных налоговых проверок. Иногда компания может ждать целый год получения того же акта проверки.

Судебная практика сложилась таким образом, что подобные правонарушения не считаются значительными. Тем не менее, пренебрегать ими не следует. Вместе с остальными нарушениями важно учитывать и просроченные сроки.

Во время выемки

Во время изъятия ревизоры допускают много нарушений, самым распространенным из которых является проведение изъятия в форме обыска. Налоговый кодекс предусматривает, что проверяющая группа во время изъятия должна предложить добровольно предоставить интересующие документы и предметы, свидетельствующие о правонарушении. В действительности же проверяющая группа приходит для того, чтобы обыскать помещение компании, исследовать содержимое сейфов, полок, ежедневников, технику.

При изъятии имущества недостаточное описание предметов – еще одно нарушение. В документе, как правило, отсутствуют признаки для идентификации. Если плательщик налога не требует составления подробной описи или не ведет собственную, которую можно приложить к протоколу, то после проверки компания рискует потерять часть изъятого имущества.

Возможно составить подробную опись? Да, налогоплательщик может требовать включения во все необходимые данные, указанные в Налоговом кодексе. Также, как было сказано ранее, компания вправе параллельно с ревизорами составлять опись и после завершения процедуры прикрепить ее к замечаниям на протокол выемки.