
Доля добровольных налоговых платежей со стороны бизнеса постоянно увеличивается. Ежегодно сумма добровольных взносов в бюджет растет. ФНС публикует впечатляющие результаты контрольно-аналитической деятельности: более половины поступлений приходится на добровольные уточнения и доначисления по итогам проверок, что больше, чем от плановых налоговых мероприятий. Журнал «Расчет» провел беседу с Марией Лоецкой, старшим налоговым юристом юридической фирмы «Гин и партнеры», чтобы узнать об мероприятиях, стимулирующих добровольные уточнения, и о том, сможет ли добровольная доплата предотвратить проверку в случае значительных нарушений со стороны компании.
В связи с частым употреблением понятия «добровольное уточнение» целесообразно прояснить его правовое положение.
Выражение «добровольное уточнение» стоит воспринимать с осторожностью. Действия компании чаще всего не носят добровольный характер, по крайней мере, так считает ревизионный отдел. Под добровольным понимают ситуацию, когда компания сама обнаруживает ошибку в расчетах или документах, из-за чего налог перечислен меньше положенного.
В этом случае у неё есть возможность самостоятельно внести корректировки и уточнить свои налоговые обязательства за указанный период.
Ревизоры имеют право попросить компанию уточнить обязательства только в ходе проверок, например, при камеральной проверке. Добровольные уточнения, которые мы обсуждаем, таковыми не всегда являются.
В Налоговом кодексе есть какие-либо нормы, разрешающие подобные поощрения от налоговых органов?
В Налоговом кодексе предусмотрено одно основание для уточнения – это внесение изменений в ходе контрольных мероприятий. Такое возможно во время камеральных проверок: плательщик подаёт декларацию, инспекторы её изучают и по статье 38 НК РФ пункта 3 направляют требования с сообщением о выявленной ошибке, предоставляя компании право на уточнение.
Налогоплательщик может либо отказать, заявив, что декларация ошибок не содержит, либо подать уточненную декларацию в случае согласия с наличием неточности в документах или расчетах. Добровольные уточнения, о которых идёт речь, не регулируются Налоговым кодексом.
Существует ли установленный порядок для предложения компании скорректировать свою налоговую базу и произвести дополнительный взнос налога в казну?
Нет подобных регламентов. Вероятно, поэтому в декабре ФНС направила письмо, где сообщила о своём намерении минимизировать побуждение к добровольным уточнениям налоговых деклараций после анализа обращений налогоплательщиков с целью уменьшения количества споров и улучшения качества работы налоговых органов.
На встрече с инспекторами
— Каков порядок проведения такой проверки, о чем говорят представители налоговой службы?
Нет строгих правил, поэтому встреча чаще всего организована в формате комиссии или же служит для мотивации участников.
Беседа между предпринимателями и ревизорами не фиксируется, но по ее итогам составляется протокол. Его могут назвать «Протоколом комиссии», «Протоколом заседания», «Протоколом по результатам встречи», «Протоколом дачи пояснений налогоплательщиком». Формата документа не утверждено.
Документ содержит перечень участников встречи и доказательства участия компании в подозрительных операциях, полученные инспекторами. Информация о спорных сделках обычно передаётся устно. Далее налоговый орган советует уточнить налоговые обязательства за соответствующий период по конкретным операциям и доплатить налог.
В бюджет обычно включают НДС. Иногда советуют внести дополнительно НДФЛ или взносы. Очень редко требуется уплатить налог на прибыль. В протоколе указана сумма налога.
Размер добровольного уточнения
— О каких денежных величинах обычно говорят?
Предлагаемые к уточнению суммы налогов значительно меньше сумм доначислений по итогам проверок, но таких мероприятий больше. В регионах бизнес просят уточнить размер налогов на сумму от 150 000 до 300 000 рублей. В Москве диапазон доплаты варьируется от 100 000 до нескольких миллионов рублей.
Расскажите, пожалуйста, средний размер доначислений после выездных проверок.
Около двадцати миллионов рублей — средний размер сумм. Думаю, бизнес психологически лучше воспринимает уточнение. Ведь компании обычно просят доплатить суммы, не прекращающие деятельность предприятия, в отличие от ситуаций после доначислений по итогам ВНП в двадцать миллионов рублей.
Вы утверждали, что предложение о уточнении налоговых обязательств вытекает из допущенных бизнесом нарушений. Каковы эти нарушения?
Часто речь идет о предположении, которое контролеры строят, исходя из отклонений, фиксируемых системой «АСК НДС-2». В другом случае это может быть несоответствие между уплаченными налогами и взносами, а также выручкой налогоплательщика. Такие показатели формируются информационными системами.
В качестве специалистов по налоговому праву мы признаём возможность, что при контрольной проверке налоговый орган может подтвердить свою выдвинутую гипотезу. Однако необходимо помнить, что на стадии предложения возможно уточнить обязательства и доплатить без предоставления доказательств, которые ревизоры могли бы оспорить.
Можно ли оспаривать такой протокол и не соглашаться на добровольное уточнение?
Возможна такая возможность, однако сначала необходимо решить, стоит ли вообще посещать комиссию. Ведь даже если плательщик налогов не появится на встрече, протокол все равно могут передать через ТКС.
За игнорирование такого мероприятия в практике штрафы не применялись, так как оно законом не предусмотрено. Уведомление может вызвать на дачу объяснений, но для этого проводят мероприятия налогового контроля, которые должны быть предусмотрены Налоговым кодексом.
Принимаем решение
— Что вы рекомендуете делать с полученным протоколом?
Анализируют спорные операции или контрагента, указанного налоговым органом, чтобы вспомнить суть сделок. Оценивают имеющиеся у компании документы и доказательства правомерности действий. После анализа составляют возражения, подобные тем, которые готовили бы после получения акта выездной проверки.
Налогоплательщик должен представить свою оценку операций и подтвердить добросовестность контрагента. В документе необходимо указать наличие подтверждения реальности сделок, что исключает основания для признания неправомерным уменьшения налогов.
Куда направлять возражения: в вышестоящий налоговый орган или тем инспекторам, с которыми состоялась встреча?
Документ следует отправить в тот же налоговый орган, который направил уведомление о вызове на комиссию. В ответе необходимо указать полученный протокол или исходное уведомление, если ревизоры не предоставили документов по итогам встречи. Это важно для того, чтобы контролеры могли определить компанию.
Как по вашему мнению, реагируют ревизоры на предъявляемые возражения?
Обычно всё заканчивается молчанием. Если у проверяющих нет серьёзных улик, как уже отмечалось выше, то на этой стадии дело не будет развиваться дальше.
Встречались случаи, когда фирмы много раз уточняли свои обязательства, однако этого оказалось недостаточно для предотвращения проверок.
Полагаю, существуют заблуждения о том, что разъяснения по запросу проверяющих исключают инспекцию. Это не так!
Предположим, фирме запросили уплатить НДС, сумма незначительная, компания уточнила информацию, но проверка всё равно началась. Будут ли эти средства учтены в акте?
Не требуется повторно выплачивать уточненные суммы.