Вышестоящие налоговые инспекторы могут провести еще одну выездную проверку для того, чтобы проконтролировать работу «рядовой» инспекции. Может ли УФНС проверить те же налоги за тот же период, если инспекционный контроль не выявил нарушений?
Основание спора
Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за 2012 год. По ее результатам нарушений налогового законодательства выявлено не было. Управлением Федеральной налоговой службы было принято решение о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении общества за тот же период по всем налогам и сборам. Полагая, что решение управления
о проведении повторной проверки нарушает права и интересы общества, а также не является необходимым и обоснованным видом контроля, общество подало иск в арбитражный суд.
Позиция налогоплательщика
Налогоплательщик полагает, что повторная выездная налоговая проверка, проводимая управлением сразу после окончания инспекционного контроля, незаконна, она создает дополнительные финансовые и материальные трудности.
А также возлагает на общество определенные обязанности по выполнению требований в рамках повторной проверки.
По мнению общества, назначение повторной проверки в отношении добросовестного налогоплательщика не соответствует законодательству.
Позиция налогового органа
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, а также принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 32 НК РФ).
Для этого специалисты налоговых инспекций проводят налоговые проверки, в том числе выездные, которые являются одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 87 НК РФ).
Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться в целях контроля за деятельностью проводившего ее налогового органа. Повторная проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Решение Управления о проведении повторной выездной налоговой проверки принято для проведения проверки и налогового контроля за деятельностью территориальной налоговой инспекции. Таким образом, проведение повторной проверки правомерно, требования налогового законодательства не нарушены.
Суд решил
Определение Верховного Суда РФ
от 4 июля 2016 года № 303-КГ16-7781 по делу № А80-231/2015
Судьи в своем решении согласились с выводами налогового органа и указали, что целью проведения повторной выездной проверки является не повторная проверка общества по тем же вопросам, которые являлись предметом предыдущей налоговой проверки, а оценка эффективности деятельности инспекции.
По мнению судей, проведение повторных мероприятий налогового контроля не возлагает на налогоплательщика какие-либо незаконные и необоснованные обязанности, не мешает осуществлять ему финансово-хозяйственную деятельность и не обязывает выполнять дополнительные требования в рамках повторной проверки. Такая правовая позиция относительно обстоятельств рассматриваемого дела согласуется с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 5-П.
Цели и мотивы проведения повторной выездной проверки не связаны с высокими рисками уклонения от уплаты налогов того или иного налогоплательщика, а направлены на проверку эффективности, законности и обоснованности принятых нижестоящим налоговым органом решений, устранение недостатков в его работе и улучшение механизма взимания налога.
В передаче кассационной жалобы обществу отказано. Судьи пришли к выводу, что требования налогового законодательства соблюдены, а налогоплательщиком не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении
их законных прав и интересов.
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.
Выберите из нашего каталога >>