Поведение на налоговой комиссии

Автор:


Кроме выездных и камеральных проверок инспекторы применяют налоговую комиссию.
Что это? Кого могут вызвать? Как вести себя на заседании? Ирина Разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ III класса, отвечает на эти и другие вопросы.

Кроме выездных и камеральных осмотров у инспекторов есть ещё одно средство — налоговая комиссия.

Ответы на вопросы: что это такое, кого могут вызвать, как вести себя на заседании, предоставляет Ирина Разумова, ведущий эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ДКПО группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ III класса.

До недавнего времени порядок работы комиссий оставался непонятным как для компаний и коммерсантов, так и для ревизоров. 17 июля 2013 года ФНС выпустила письмо № ас-4-2/12722, в котором подробно разъяснила порядок работы таких структур.

Загадочная процедура

До недавнего времени порядок работы комиссий оставался непонятным для компаний, коммерсантов и самих ревизоров. 17 июля 2013 года ФНС выпустила письмо № АС-4-2/12722, в котором подробно описан порядок работы таких структур. Несмотря на широту предоставленных полномочий, комиссии при своей деятельности должны соблюдать принципы неразглашения налоговой тайны, предусмотренные статьёй 102 НК РФ, а также Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Возможность узнать, как формируются комиссии и каковы их процедуры, теперь доступна.

Совместная комиссия

В случае необходимости в состав комиссии из представителей налоговых органов входят представители исполнительной власти, Пенсионного фонда России, государственного инспектора по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Работу ревизоров по легализации налоговой базы можно разделить на несколько этапов. Сначала происходит отбор компаний для рассмотрения на заседаниях. Для этого анализируется имеющаяся информация в инспекции и информационных ресурсах. Затем контролеры проводят аналитические и контрольные мероприятия. После этого фискалы направляют организациям письма, побуждающие к самостоятельной оценке представленной отчетности, внесению изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ и другим действиям. Далее фискалы готовят материалы для рассмотрения на комиссии. Проходит заседание, где мониторят показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Если компания не устранит нарушения, ее деятельность могут пересмотреть на комиссии или осуществить выездную проверку.

Кто в зоне риска?

В письме ФНС определены группы налогоплательщиков, находящиеся «в зоне риска». Это компании и коммерсанты, заявляющие убытки в декларации по налогу на прибыль за два предыдущих периода и текущий год (в список также входят фирмы, не отразившие убыток в декларации, но имеющие расходы, превышающие сумму доходов); имеющие низкую нагрузку по налогу на прибыль, акцизам, по УСН, ЕСХН, НДФЛ (например, как указала ФНС, для производственных предприятий – менее 3%, для торговых – менее 1%) и по НДС (при отношении суммы налога, подлежащего вычету, к сумме исчисленного НДС составляющем 89% и более).

В «черный список» могут попасть организации с долгом по налогу на доходы физических лиц, или с уменьшением поступлений НДФЛ в бюджет более чем на 10%, либо выплачивающие зарплату ниже среднего уровня.

Инспекторы сравнивают суммы налогов, указанные в формах 2-НДФЛ, с данными о поступлении средств в карточках «Расчеты с бюджетом». Проверяются также сведения из отчетов по пенсионным взносам.

В случае подозрения ревизоров о выплате зарплаты ниже среднего уровня компаниям проведут проверку показателей из сведений по форме 2-НДФЛ. Данные для самоконтроля доступны на сайте Росстата (https://www.gks.ru) в разделе «Официальная статистика», подраздел «Рынок труда, занятость и заработная плата».

Статистику о среднем заработке по отраслям экономики города, района или субъекта РФ можно найти на сайтах территориальных подразделений Росстата и ФНС, а также в сборниках экономико-статистической информации.

Индивидуальным предпринимателям, указавшим профессиональный вычет более чем в 95% от общего дохода за налоговый период, грозит вызов на комиссию. В таком случае специалисты проверят данные деклараций по форме 3-НДФЛ.

Проверка документов обязательна для коммерсантов, указавших выручку по НДС и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ, а также у тех, кто вообще не представил подобные документы; для физических лиц, не задекларировавших полученные средства.

В число претендентов на вызов входят резиденты страны, о которых компетентные источники иностранных государств предоставили сведения о получаемом ими доходе, подлежащем обложению на территории РФ, а также плательщики, информация о которых получена из обращений контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций.

Компаниям грозит риск в случае искусственного снижения налоговой базы, необоснованного использования льгот, ставок и прочих послаблений по другим налогам (к примеру, транспортному, земельному, на имущество организаций или физических лиц), а также плательщикам, заявляющим о возврате НДС.

На заседании комиссии могут рассмотреть и другие организации, включая те, где предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства. Такое решение контролеры примут, считая проверку в компании малоэффективной.

Тотальный контроль

Фискалы анализируют показатели финансово-хозяйственной деятельности отобранных претендентов и проводят мероприятия налогового контроля. В процессе проверки фискалы изучат все налоги, независимо от причин включения компаний в указанные группы.

ФНС считает выплату заработной платы «в конвертах» наряду с другими способами обналичивания уменьшающей базу как по НДФЛ, так и по другим налогам. При поступлении информации о фактах выплаты неучтенных сумм, неофициальном оформлении трудовых отношений и т.п., контролеры проведут комплексный анализ работы компании. В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки ревизоры проведут анализ финансовых потоков организации на основе банковских выписок, запрошенных в рамках статьи 86 НК РФ, составят схему движения средств и ведения бизнеса, а также проанализируют сделки с целью выявления отрицательного влияния на нагрузку.

При появлении у ревизоров подозрений, компаниям направляется информационное письмо по форме Приложения № 11 к письму. В нем указываются факты, отклонения, противоречия и другие вопросы, выявленные при подготовке к заседанию комиссии. Чиновники планируют получить ответы на них. Фискалы предлагают организациям уточнить налоговые обязательства в порядке статьи 81 НК РФ, включая уменьшение суммы убытка, погашение задолженности по НДФЛ, исчисление налога с реально полученных сотрудниками доходов и др.; провести самостоятельную оценку рисков согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

ФНС советует своим сотрудникам направлять информационные письма плательщикам не позже чем за месяц до заседания комиссии. Служба выделяет 10 рабочих дней со дня получения такого письма, чтобы компания приняла решение о предоставлении уточненных налоговых деклараций, погашении задолженности или представлении пояснений. В случае отсутствия реакции организации в течение этого периода контролеры оформят уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Для рассмотрения на заседании комиссии формируется досье налогоплательщика. Должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу фискалы предложат представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям, а также уточнить мероприятия для улучшения показателей работы и недопущения нарушений норм законодательства.

Комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений и мерам по ликвидации убыточности после рассмотрения вопроса. Составлен протокол о заседании, с которым налогоплательщик должен ознакомиться под роспись. По его желанию может быть предоставлена копия протокола.

В случае неявки

Если компания не появится на заседании комиссии по уважительной причине, заседание может быть перенесено. В таком случае компании повторно будет отправлено уведомление. В случае игнорирования встречи с контролерами нарушителю грозит санкция по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. По этой норме неповиновение законному распоряжению или требованию инспектора влечет предупреждение или административный штраф: для граждан от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей.

Неявка на заседание или несоблюдение рекомендаций чиновников может привести к следующим мерам: повторный вызов на комиссию, вызов на аналогичную комиссию в Управление ФНС по субъекту РФ, «приглашение» на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований), проведению предпроверочного анализа или подготовке материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Но это далеко не все последствия вызова на комиссию.

Результаты проверки деятельности фирмы ревизоры могут передать в правоохранительные, контролирующие органы, а также в администрации муниципальных образований для принятия решений.

Фискальные органы ежеквартально сообщают органам местного самоуправления и ГИТ сведения о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда. После работы комиссии ревизоры продолжают контролировать компанию, проверяя выполнение рекомендаций. В случае отсутствия положительных тенденций и обоснованных объяснений со стороны должностных лиц пакет документов передается в отдел предпроверочного анализа для оценки возможности включения компании в план выездных налоговых проверок.