
В чём смысл фразы «формальный документооборот»? Как понять, что предприятие им обладает, и что делать добросовестному бизнесмену, если в его фирме обнаружили признаки подобного документооборота? журнала «Расчет» Бухгалтер компании Acsour Надежда Галкина ответила.
С годами налоговики борются с компаниями, нарушающими налоговое законодательство. Обнаружив и применив меры против одной схемы недобросовестные предприниматели создают новые. Одним из популярных способов умышленного уменьшения налоговых отчислений компаний в последнее время является ведение формального документооборота. Что такое этот термин, расскажем далее.
Что это такое?
Перед изучением схемы ведения формального документооборота полезно разобрать понятие «налоговой выгоды».
Налоговая выгода — это уменьшение суммы налогов, которые бизнес обязан заплатить.
Необоснованная налоговая выгода появляется, когда компания уменьшает налоговую нагрузку без веских причин, используя поддельные бумаги и ненастоящие сделки.
Признаки формального документооборота
Чтобы избежать внимания контролирующих органов, организациям следует проанализировать деятельность на предмет признаков фиктивного документа оборота. Ниже приведен список «симптомов», сигнализирующих о неправомерном снижении размера налоговых платежей предприятий:
- Формирование структуры перед выполнением коммерческой сделки.
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер сделок;
- Выполнение операции вне границ предприятия.
- Осуществление расчётов через один банк.
- Выполнение расчетов по прохождению платежей между сторонами, участвующими в связанных финансовых операциях.
- Задействование третьих лиц в проведении коммерческих сделок.
Регулирующее законодательство
Отсутствует установленная законодательная база, закрепляющая формальный документооборот. Правовую сторону данного понятия можно рассмотреть через необоснованную налоговую выгоду. Основными нормативными актами, регулирующими понятие «необоснованная налоговая выгода» и схемы ее получения, в том числе формальный документооборот, являются Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 и статья 54.1 НК РФ.
Компании запрещено изменять сведения о своей деятельности для снижения размера уплаты налога в бюджет. Данная норма Налогового кодекса РФ препятствует созданию схем по незаконному уменьшению налоговых обязательств, включая невыявленные объекты обложения, недопустимые льготы и другие выгоды, разрешенные законом.
Кроме указанных бумаг есть много судовых решений по делам о документировании и письмах разъяснений контролирующих организаций.
Признан формальным
Организация, признанная виновной в применении схемы фиктивного документооборота для получения незаконных налоговых льгот, будет обязана возместить пересчитанные контролирующими органами налоги, штрафы и пени. В большинстве случаев размер таких доплат превышает полученную выгоду от совершения налоговых нарушений. Расчет штрафов и пени в данном случае осуществляется по статье 122 НК РФ, где предусмотрено, что сумма перерасчета составит 40 процентов от недоуплаченной суммы налога.
Влияние человеческого фактора на принятие решения о формальности документооборота создает риск ошибок или неправильной интерпретации фактов. Компания, с которой не согласен такой вывод, может доказать свою позицию, подав жалобу в кассационный суд.
Оформите подписку на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первую половину 2021 года! Скачать счет на подписку
Предотвратить признание
Для того чтобы работа с документами организации была содержательной, следует придерживаться некоторых правил.
Перед подписанием договора требуется оценить возможность получения прибыли и выявить возможные риски каждой сделки. До начала сотрудничества нужно предпринять все шаги по снижению вероятности неблагоприятных последствий.
Важно помнить, что положения Налогового кодекса РФ, в частности статья 54.1, не запрещают налогоплательщикам осуществлять хозяйственные операции так, чтобы фискальные последствия были минимальными, однако выбранный компанией вариант операций не должен иметь признаков искусственности и лишенности хозяйственного смысла. Кроме того, инспекторы не имеют права требовать от компании выбора определенного варианта построения хозяйственной деятельности. Такое решение – исключительно прерогатива организации и ее руководства.
Система налоговой безопасности должна отвечать современным вызовам проверок со стороны налоговых и правоохранительных органов. Компании должны фокусироваться на предотвращении негативных последствий, своевременно оценивать риски и разрабатывать варианты действий в случае возникновения правовых последствий с учетом действующего законодательства и судебной практики.