Обжалование итогов кассовой сверки

Автор:

В недавнем времени Налоговая служба опубликовала разъяснения по процедуре обжалования решений и действий инспекторов при проверке контрольно-кассовой техники. Журнал «Расчет» обратился к юристу Ольге Омельченко, руководителю компании «Диалог Эксперт», с просьбой проанализировать комментарии ФНС и рассказать о них.

В марте Федеральная налоговая служба на собственном сайте разместила разъяснения по процедуре обжалования решений налоговых органов и действиям контролеров при проверке работы кассовых аппаратов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Ведомство сообщило, что порядок обжалования решений контрольных органов, действий или бездействия их сотрудников при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также при производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, скорректирован.

Неважно, покупает ли клиент товар или оплачивает выполненную работу или оказанную услугу, кассу требуется применять всегда.

За соблюдением правил использования ККТ надзирает Налоговая служба.

Мораторий на кассовые проверки

В 2020 году, в период пандемии, проверки бизнеса, включая контроль за кассовой дисциплиной, были запрещены властями.

В 2021 году правительством РФ сняты ограничения, возврат к контролерам права проверки соблюдения бизнесом всех законодательных требований, касающихся использования кассовой техники. Налоговая служба может провести кассовую проверку и за прошлый год, то есть за время действия ограничений на контрольные мероприятия.

Этот срок обусловлен тем, что по истечении года организация не может быть привлечена к административной ответственности за налоговые правонарушения. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 21 апреля 2021 года № АБ-2-20/671@.

Каким образом компания функционирует после завершения проверки соответствия кассовых операций установленным правилам?

Результаты проверок фиксируются актом налоговой службы. Предприниматели могут оспаривать полученные от инспекторов документы и действия (бездействие) сотрудников ФНС. Рассмотрим подробнее порядок действий предпринимателей при обжаловании.

Досудебный порядок

Законодательство предоставляет бизнесу два варианта обжалования кассовой проверки: досудебный и судебный. Первый предполагает направление жалобы через Единый портал госуслуг в вышестоящий налоговый орган, обычно это управление ФНС по региону.

Для направления жалобы необходима подтверждённая учётная запись и ключ электронной цифровой подписи как у предпринимателя, так и у организации.

До 2023 года досудебный порядок обжалования не является обязательным. Компания или ИП могут подать жалобу на результаты проверки ККТ ревизорами непосредственно в суд.

Срок для досудебного обжалования

Ограничения по подаче жалоб в более высокий налоговый орган зависят от наличия или отсутствия законной силы оспариваемого документа.

Апелляционная жалоба на решение, не ставшее законным, подаётся в течение месяца с момента получения документа по расписке, а на решение, ставшее законным – в течение года с момента его вынесения.

Порядок рассмотрения

Бизнес направляет жалобы в вышестоящий налоговый орган, обычно без присутствия заявителя. Исключение составляют существенные разногласия в документах и аргументах предпринимателей. Рассмотрение жалобы занимает не более одного месяца с момента ее получения.

Заявителю сообщают о решении по его жалобе или отказу в течение трех дней после принятия решения.

Судебный порядок

Компания или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд, не прибегая к досудебному урегулированию споров.

Возможна подача иска и после решения суда, если предприниматель пытался решить спор с инспекторами через жалобу, но принятое решение не устроило бизнес. Дела рассматривает арбитражный суд региона по месту нахождения налоговой службы, действия которой обжалуются.