Начиная с лета в России становится обязательным обжалование действий ревизоров сразу 19 контролирующих ведомств. Как будет работать новый механизм узнал журнал «Расчет».
В начале мая стало известно, что с 1 июля 2021 года начинают действовать новые правила, согласно которым процедура досудебного обжалования решений контролеров станет обязательной. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление. Процедура обжалования станет обязательной в отношении 62 видов контрольных мероприятий. «В утвержденном перечне 19 контрольных ведомств, включая Федеральную налоговую службу, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Минпромторг», – сообщили в пресс-службе кабинета министров (цитата по ТАСС).
Напомним, до подписания постановления процедура уже действовала, правда, в пилотном формате. «Новый порядок чем-то теперь напоминает споры о защите прав потребителей – там претензии также обязательны, правда, при этом предусмотрены и штрафы для продавцов, которые отказывают в их удовлетворении незаконно. Для государственных учреждений пока что таких правил нет», – в комментарии журналу «Расчет» рассказал Денис Воробьев, юрист частной практики.
Как уже отмечалось, всего в перечне 19 надзорных органов. Примечательно, что в списке нет прокуратуры. «Видимо, это связано с тем, что на нее возложены функции общей координации действий проверяющих органов. Обжаловать действия прокуроров можно сразу в суд», – отмечает эксперт.
Новый порядок
Напомним, до изменения правил жалобы подавались в виде исковых заявлений непосредственно в суды общей юрисдикции или арбитражи (гл. 24 АПК РФ). Новый порядок предполагает направление документа руководителю того инспектора, который нарушил права предпринимателя или физического лица. Это касается споров, связанных с действиями должностных лиц при проведении ими проверок.
Для подачи жалобы на действия проверяющих необходимо зайти на сайт «Госуслуги», на портале действует новый сервис.
Обратите внимание, жалоба подается только в электронном виде. «Форма документа произвольная, требования к ее содержанию схожи с требованиями к обычному обращению в любое ведовство: в начале необходимо указать, кому адресована жалоба, кто ее направляет, описать обстоятельства нарушения, привести свои доводы, почему компания считает действия контролеров неправомерными, а в заключении – указать свои требования», – рекомендует Денис Воробьев.
Разработчики нового сервиса уточняют, что система построена по принципу того, с какими нарушениями чаще всего, по данным сервиса, сталкиваются компании. Например, к таковым относятся нарушения проведения проверки.
Сроки обжалования
Для обжалования решений, действий или бездействия контролеров законодатель отводит 30 календарных дней с момента, когда стало известно о нарушении прав, для их предписаний – 10 дней с момента получения документа. Сроки рассмотрения жалоб составляют 20 рабочих дней.
«Конечно, у меня как у юриста, который в начале своей карьеры провел сотни проверок в статусе ревизора, потом начал защищать права предпринимателей, дополнительный порядок обжалования не вызовет трудностей, но для бизнеса это означает, что появляется еще одна инстанция, которую обязательно нужно пройти», – рассказывает Денис Воробьев.
Особенности реформы
Принятие нового закона направлено на снижение количества и сроков проверок. Пальму первенства среди всех видов контрольных мероприятий получают профилактические мероприятия. Елена Гончарова, руководитель юридической компании Legal Construction, составила короткий список изменений, которые начнут действовать после вступления нормы в силу:
-
срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). В настоящее время проверка может длиться до 20 рабочих дней;
-
вводятся новые формы контроля – инспекционный визит, выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль;
-
до 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно (с использованием аудио и видеосвязи);
-
все действия контролирующих органов по проведению контрольнонадзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе;
-
начнут действовать новые механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок (например, при страховании рисков причинения вреда (ущерба) или признании результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований);
-
выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях;
-
в случае если компании во время проверки будет причинен вред, он может быть ей возмещен.
Перспектива на будущее
Алексей Репик, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», считает переход на новый механизм обжалования решения контролеров положительным: «В первую очередь потому, что это ускоряет решение вопроса, сокращает издержки» (цитата по сайту Правительства России www.government.ru).
Бизнесу придется привыкнуть к новому способу обжалования решений. «Возможно, новый способ урегулирования конфликтов в будущем обнаружит преимущества, но пока переход к обязательному обжалованию ревизоров большинства контролирующих ведомств выглядит, как дополнительный барьер», – полагает Денис Воробьев.
В кабинете министров к изменениям правил обжалования действий ревизоров относятся иначе. «Масштабный запуск системы обязательного досудебного обжалования сделает взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным, позволит сократить временные и финансовые издержки, а также снизить нагрузку на суды», – отметили в пресс-службе кабинета министров (цитата по ТАСС).
Стоит отметить, что ранее не было предусмотрено единого механизма подачи жалоб на действия ревизоров. Контролирующие ведовства определяли порядок взаимодействия с бизнесом самостоятельно, что также создавало сложности для коммерсантов.
Рейтинг жалоб
Переход на новый механизм обжалования решений, действий или бездействия контролеров позволит властям понять, на что компании жалуются чаще всего, а значит, и искать системное решение этой проблемы. Об этом, в частности, говорил в начале апреля руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко: «Важно также, что с помощью этого механизма мы сможем получить объективные данные о том, какие аспекты деятельности контрольных органов вызывают наибольшее количество нареканий, и принять меры для повышения эффективности их работы» (цитата по сайту Правительства России www.government.ru).
В заключение отметим, что изменения, вступающие в силу с начала лета 2020 года, являются только первым этапом перехода к новому способу обжалования решений ревизоров. С 1 января 2023 года новый механизм должен быть масштабирован на все виды контрольных мероприятий, регулируемые законом о госконтроле.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Получить издание