Федеральная налоговая служба разъяснила некоторые вопросы, связанные с выездными налоговыми проверками. Речь шла о содержании уведомления о вызове в инспекцию, о сроках вручения решения по выездной проверке, а также о праве налогового органа в ходе проверки требовать документы, подтверждающие осмотрительность, осторожность организации и реальность сделки.
Направление уведомления
Инспекция вправе вызвать организацию для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. При этом ИФНС направляет налогоплательщику письменное уведомление о вызове (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Уведомление направляется, в том числе, в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки. Это может быть решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы. Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. (п. 3 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).
Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение 2). В ней есть, к примеру, такие строки:
- наименование налогового органа;
- для дачи пояснений по вопросу — в этой строке специалисты ИФНС информируют, по какому вопросу вызывают налогоплательщика;
- подпись должностного лица налогового органа.
Налоговая служба в комментируемом письме подчеркивает, что отсутствие в таком уведомлении указания, какое конкретно решение будет вручено организации, не может нарушать ее права.
Способы отправки уведомления
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю (п. 4 ст. 31 НК РФ):
- непосредственно под расписку;
- направлены по почте заказным письмом;
- переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
Лицам, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).
От приглашения инспекции лучше не отказываться
Получив уведомление о вызове в инспекцию для дачи пояснений, имеет смысл явиться в ИФНС. Уклонение от визита может повлечь административную ответственность – штраф от 2000 до 4000 рублей (ст. 2.4 КоАП РФ, ст. 19.4 КоАП РФ).
Как отметил Минфин России, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Частью 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21).
В этом случае административная ответственность может быть применена за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).
Кроме этого, не стоит игнорировать приглашение еще и потому, что, возможно, компания при даче пояснений сможет устранить разногласия, возникшие в ходе выездной проверки и таким образом избежать санкций.
Сроки вынесения решения по выездной проверке
Срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий, установлен статьей 101 Налогового кодекса РФ.
Организация получает акт налоговой проверки. Если есть возражения, она в течение одного месяца со дня получения акта может представить в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Так сказано в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ акт, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем ИФНС, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Высший арбитражный суд РФ на основании названных норм сделал вывод, что рассмотреть материалы проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий и принять по ним решение инспекция должна в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
К моменту вынесения решения организация должна ознакомиться с материалами проверки, с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, при необходимости представить возражения, рассмотреть совместно с ИФНС материалы налоговой проверки.
Сроки вручения решения
Следует различать сроки вынесения решения и сроки его вручения. В комментируемом письме налоговая служба указала, что вручение решения по выездной проверке за пределами 10 дневного срока не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если при этом выполнены остальные обязательные процедурные мероприятия: ознакомление налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, обеспечение возможности представления им соответствующих возражений, участие компании в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Отметим, что согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после его вынесения. Этот срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после вынесения (подписания) решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Однако даже если инспекция нарушит и этот пятидневный срок, компании нет смысла оспаривать решение на основании процедурных нарушений налоговой проверки (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 № А77-942/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.12.2012 № ВАС-16634/12), ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А33-8173/2010).
Собственно, и для компании нарушение этого срока никаких негативных последствий не влечет. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ). Другими словами, решение ступает в силу через месяц после его вручения. Если за этот месяц налогоплательщик не его обжалует.
Документы, подтверждающие осмотрительность, осторожность и реальность
Одним из критериев признания расходов в целях налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В качестве одного из оснований для признания налоговой выгоды необоснованной признается ведение налогоплательщиком хозяйственной деятельности без должной осмотрительности и осторожности, при том что ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать такие обстоятельства, как невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия материально-технических и трудовых ресурсов (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, далее – Постановление № 53).
В комментируемом письме налоговая служба указала, что для проверки обоснованности заявленных расходов инспекция в рамках выездной проверки вправе запрашивать документы, подтверждающие:
— реальность произведенных работ (оказанных услуг), в том числе осуществленных силами контрагента или собственными силами налогоплательщика;
— соблюдение налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и заключении договоров.
Мнение судов о «нереальности» сделок
В арбитражной практике немало примеров, когда инспекция привлекала компанию к ответственности и доначисляла налоги, выявив получение необоснованной налоговой выгоды.
Так, в одном из них ИФНС были установлены и документально подтверждены следующие обстоятельства (Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2013 № Ф05-4447/13 по делу № А40-94438/2012):
— недостоверность, содержащихся в первичных документах сведений о руководителе организации (с учетом документально подтвержденного отказа руководителя от подписи и участии в хозяйственной деятельности, также отсутствие организации по адресу, указанному в первичных документах);
— невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг (с учетом установленного отсутствия у контрагента какого-либо имущества и договорных отношений со сторонними организациями, направленными на аренду такого имущества);
— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов.
В данном случае компания спор проиграла, решение было вынесено в пользу инспекции.
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>