Специалисты Финансового университета при Правительстве РФ, проанализировав статистику, пришли к «сенсационному» выводу о том, что налоговые проверки, проведенные представителями ИФНС совместно с полицейскими, почти в три раза результативнее проверок одиночных. В связи с этим они предлагают создать специализированный «фискально-силовой» орган по расследованию налоговых преступлений – по аналогии с упраздненной в 2003 году Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП). Корреспондент «ПБ» обратился за комментарием к налоговому адвокату, сотруднице ИФНС, а также к главному «продвиженцу» новации. И получил три полярных мнения.
Валерий Гуща, налоговый адвокат: «Предложение, надо отметить, не ново, а аргументация – традиционна: процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов, дескать, невысока. Уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11 процентах случаев. Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления – «штатские» не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение – все, что для документирования преступлений использует полиция. Но,
во-первых, следует отметить «лукавость» статистки: в ситуациях, при которых возможно привлечение органов МВД, и в случаях, при которых они обычно заведомо не задействуются, речь в этих случаях идет о совершенно различных суммах налогов. Во-вторых, налоговики и налогоплательщики только-только перешли от бесконечных препирательств не то что б к доверительному, но к более-менее цивилизованному, конструктивному диалогу. Видимо,
это кому-то невыгодно, если хотят все разрушить путем встраивания в этот механизм силовиков с их палочной системой?»
Марина К., сотрудница одной из столичных ИФНС: «С формулировкой, что совместные проверки в три раза результативнее одиночных не согласна. Нас заставляют включать полицейских в проверку формально. Фактически они приезжают только подписать акт. Иногда даже тянет спросить, а не стыдно ли им подписывать чужую работу? Для чего вновь возрождать упраздненный орган в виде налоговой полиции или создавать иную службу по «закошмариванию» налогоплательщиков, я вообще не понимаю. Мы ведь говорим с предпринимателями на понятном им языке, изучаем бухгалтерские документы, тогда как полицейским не до этих тонкостей – они просто «давят». Думаю, многие мои коллеги согласятся с тем, что допущенных к налоговым проверкам полицейских отличает высокий уровень агрессии, компенсирующий крайне низкий уровень компетентности».
Иван Соловьев, бывший сотрудник центрального аппарата ФСНП, а ныне профессор кафедры финансового и налогового права Финансового университета при Правительстве РФ: «На долю налоговой полиции в количественном выражении приходилось 8-10 процентов экономических преступлений и 80-90 процентов доначислений в бюджет. Налоговый полицейский – это универсальный специалист, штучный товар. Такие специалисты были и в нашей налоговой полиции, упраздненной в 2003 году. Думаю, если политическое решение о создании новой структуры будет принято, то костяк профессионалов собрать можно и российская финполиция будет очень эффективной. Что касается “ущемлений прав и свобод” предпринимателей… Более свободной атмосферы для них, чем сегодня, в России не было. Но бизнес этого не ценит. У нас вся экономика завязана на фирмы-однодневки. Если их убрать, рухнет вся система. Нет у нас того, чтобы налоговый преступник воспринимался именно как преступник».