
С лета в России все действия ревизоров 19 контрольных организаций можно будет оспаривать. Журнал «Расчет» разобрался, как функционирует новый механизм.
С первого июля 2021 года действуют новые правила, согласно которым процедура досудебного обжалования решений контролеров станет обязательной. Постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Обязательная процедура обжалования будет применяться к 62 видам контрольных мероприятий. В перечне 19 контрольных ведомств, включая Федеральную налоговую службу, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Минпромторг.
Оформите подписку на журналы «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на второе полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку
Напомним, до подписания постановления процедура уже применялась, но в тестовом режиме. Новый порядок напоминает споры о защите прав потребителей – там претензии также обязательны, правда, предусмотрено и наказание для продавцов, которые незаконно отказывают в их удовлетворении. Для государственных учреждений пока что таких правил нет. журналу «Расчет» Юристом частной практики Денисом Воробьевым было озвучено это.
Всего в перечне 19 надзорных органов. В списке отсутствует прокуратура. Возможно, это обусловлено тем, что на нее возложены функции общей координации действий проверяющих органов. Возможна непосредственная жалоба в суд на действия прокуроров.
Новый порядок
До изменений в правилах жалобы подавались исковыми заявлениями непосредственно в суды общей юрисдикции или арбитражи (гл. 24 АПК РФ). Новый порядок предполагает направление документа руководителю инспектора, нарушившего права предпринимателя или физического лица. Это касается споров, связанных с действиями должностных лиц при проведении проверок.
Чтобы пожаловаться на работу инспекторов, нужно посетить сайт «Госуслуги». Там работает новый сервис.
Создатели новой системы говорят, что она основана на самых частых проблемах компаний, которые выявляет сервис. Среди них, например, нарушения при проведении проверок.
Сроки обжалования
Для обжалования решений, действий или бездействия контролеров у гражданина есть 30 календарных дней со дня, когда стало известно о нарушении прав. На предписания контролеров — 10 дней с момента получения документа. Рассмотрение жалоб занимает 20 рабочих дней.
Как юрист, начавший карьеру ревизором и проведя сотни проверок, затем защищая права предпринимателей, дополнительный порядок обжалования не вызовет у меня трудностей. Но для бизнеса это означает появление ещё одной инстанции, которую обязательно нужно пройти.
Особенности реформы
Новый закон призван сократить число и продолжительность проверок. В числе всех контролирующих мер лидируют профилактические действия. Руководитель юридической компании Legal Construction Елена Гончарова подготовила краткий перечень изменений, которые вступят в силу после принятия нормы.
-
Проведение как документарной, так и выездной проверки займет не более 10 рабочих дней с учётом некоторых нюансов. В настоящий момент проверка может занять до 20 рабочих дней.
-
В систему управления внедряются новые виды контроля: инспекционный визит, выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль.
-
До 31 декабря 2021 года проверки возможно проводить удаленно с помощью аудио- и видеосвязи.
-
Информация о всех действиях контрольных органов при проведении проверок будет храниться в информационной системе.
-
Введение новых механизмов позволит существенно уменьшить число проверок в сферах страхования рисков ущерба и признания результатов независимых оценок соответствия обязательным требованиям.
-
Экскурсионные проверки разрешены исключительно в исключительных ситуациях.
-
Если компании нанесён ущерб во время проверки, компания может получить компенсацию.
Перспектива на будущее
Алексей Репик, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», называет переход на новый механизм обжалования решений контролеров положительным шагом: «Первоначально это ускоряет решение вопроса и сокращает издержки».
Представитель сферы бизнеса предполагает, что новый порядок подачи жалоб может иметь плюсы в будущем, но пока переход к обязательному обжалованию ревизоров большинства контролирующих организаций создаёт дополнительные сложности.
В правительстве к изменениям правил обжалования действий ревизоров относятся положительно. «Масштабный запуск системы обязательного досудебного обжалования сделает взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным, позволит сократить временные и финансовые издержки, а также снизить нагрузку на суды», – сообщили в пресс-службе кабинета министров.
Ранее отсутствовал единый способ подавать жалобы на работу ревизоров.
Рейтинг жалоб
Новый механизм обжалования решений, действий или бездействия контролеров поможет властям выявить наиболее частые жалобы компаний и искать системные решения этих проблем.
Изменения, действуют с начала лета 2020 года, представляют собой лишь первый этап перехода к новому способу обжалования решений ревизоров. С 1 января 2023 года новый механизм должен быть применен ко всем видам контрольных мероприятий, регулируемых законом о госконтроле.