Новый порядок обязательного обжалования.

Автор:
Фото: img.freepik.com


С лета в России для оспаривания решений проверяющих из девятнадцати надзорных органов станет обязательным подача жалобы. Механизм работы нового процесса изучил журнал «Расчет».

С 1 июля 2021 года действуют новые правила. Процедура досудебного обжалования решений контролеров станет обязательной для 62 видов контрольных мероприятий. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление. В перечне, утвержденном правительством, 19 ведомств, среди которых Федеральная налоговая служба, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Минпромторг.


Вступайте в ряды подписчиков журнала «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на второе полугодие 2021 года!
Скачать счет на подписку

Вспомним, до утверждения постановления процедура уже функционировала, но лишь в тестовом режиме. «Новый порядок схож с дискуссиями о защите прав потребителей: там претензии также обязательны, хотя предусмотрены и штрафы для продавцов, которые незаконно откажут в их удовлетворении. Для государственных учреждений пока таких правил нет», – пояснил представитель. журналу «Расчет» Юрист частной практики Денис Воробьев сообщил.

В перечне 19 надзорных органов отсутствует прокуратура. По мнению эксперта, это связано с функциями координации деятельности проверяющих органов, возложенными на нее. Обжалование действий прокуроров возможно непосредственно в судебном порядке.

Новый порядок

До изменений жалобы подавались в суды общей юрисдикции или арбитражи (гл. 24 АПК РФ). Новый порядок предполагает направление документа руководителю инспектора, нарушившего права предпринимателя или физического лица. Это касается споров, связанных с действиями должностных лиц при проведении проверок.

Чтобы подать жалобу на деятельность инспекторов, нужно посетить сайт «Госуслуги». Там работает новый сервис.

Создатели нового сервиса отмечают, что система основана на наиболее частых, по данным сервиса, проблемах компаний. К таким проблемам относят, например, нарушения в проведении проверок.

Сроки обжалования

На обжалование решений, действий или бездействия контролеров законодательство устанавливает 30 календарных дней со дня установления нарушения прав, для предписаний – 10 дней с момента получения документа. Срок рассмотрения жалоб составляет 20 рабочих дней.

Как юрист, начавший карьеру с сотен проверок в статусе ревизора, затем защищавший предпринимателей, дополнительный порядок обжалования не составит мне проблем. Но для бизнеса это означает необходимость прохождения ещё одной инстанции.

Особенности реформы

Новый закон призван сократить число и продолжительность проверок. В приоритете — профилактические мероприятия. Юрист Елена Гончарова из компании Legal Construction подготовила краткий перечень изменений, которые заработают по окончании процедуры принятия закона.

  • Проведение как документарной, так и выездной проверки продлится не более десяти рабочих дней. В настоящий момент проверка может занимать до двадцати рабочих дней.

  • Введены новые виды контроля: инспекционные визиты, выездные обследования, мониторинговые закупки и выборочный контроль.

  • Вплоть до 31 декабря 2021 года проверки возможны удаленно, с применением аудио- и видеосвязи.

  • Информация о всех действиях контролирующих органов при проведении проверок будет заноситься в информационную систему.

  • Вводятся новые механизмы, которые могут значительно уменьшить число проверок в таких случаях, как страхование рисков нанесения вреда или подтверждение независимой оценкой выполнения нормативов.

  • Выездные проверки разрешены лишь при особых обстоятельствах.

  • Если проверке компании нанесён ущерб, компаниям может быть компенсировано это.

Перспектива на будущее

Алексей Репик, глава организации «Деловая Россия», позитивно оценивает переход на новую систему жалоб на решения контролеров: «Главное — это ускорение процесса и снижение затрат».

Бизнесу предстоит адаптироваться к новому механизму подачи жалоб. В будущем новый способ разрешения споров возможно обнаружит преимущества, но пока переход к обязательному обжалованию ревизоров большинства контролирующих органов представляется дополнительным препятствием, считает Денис Воробьев.

В правительстве к изменениям правил обжалования действий ревизоров относятся положительно. В пресс-службе кабинета министров заявили, что «масштабный запуск системы обязательного досудебного обжалования сделает взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным, позволит сократить временные и финансовые издержки, а также снизить нагрузку на суды».

Ранее отсутствовал единый способ подачи жалоб на деятельность ревизоров.

Рейтинг жалоб

Новый механизм подачи жалоб на решения, действия или бездействие контролирующих органов поможет властям определить наиболее частые причины недовольства компаний, а значит, искать системные решения этих проблем.

Изменения, вступившие в силу с начала лета 2020 года, представляют собой лишь первый этап перехода к новому способу обжалования решений ревизоров. С 1 января 2023 года новый механизм должен быть применён ко всем видам контрольных мероприятий, регулируемых законом о госконтроле.