Новые правила трудовых проверок

Автор: | 26.12.2019

Новые правила трудовых проверок

Приказом Роструда от 13 июня 2019 года № 160 утвержден новый Административный регламент надзора за соблюдением трудового законодательства. Что изменилось в документе, и как теперь будут проходить такие мероприятия контроля?

Новый документ принят вместо регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 354н. Новые правила проведения трудовых проверок начали действовать с 22 октября 2019 года.

План проверок

Если говорить в целом, то в новом регламенте дублируются положения предыдущего документа, но есть и важные отличия. Рассмотрим основные изменения более подробно.

В обновленном регламенте изменился срок публикации плановых проверок. В 2019 году работодатели смогут узнать, включены они в план ревизий на следующий год или нет, заранее. У предприятий будут дополнительные 20 дней на подготовку к приезду инспекторов ГИТ. Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок на следующий год размещается на официальном сайте территориального органа Роструда до 10 ноября. Ранее этот срок был установлен до 1 декабря. На момент публикации этого номера журнала ведомство уже обнародовало список компаний, к которым придут ревизоры в 2020 году.

Список документов

Определен перечень документов, запрашиваемых в рамках проверки, ранее такого списка не было. В пункте 13 нового Административного регламента приведен исчерпывающий перечень бумаг и (или) информации, необходимых для проведения проверки.

Например, чтобы теперь проверить, выполняет ли работодатель требования статьи 134 Трудового кодекса и проводит ли индексацию заработной платы, инспекторы Роструда запросят документы, устанавливающие порядок индексации и подтверждающие факт ее проведения. К таким относятся, например, локальный нормативный акт, в котором прописан порядок проведения индексации заработной платы:

  • показатель индексации, ее размер, периодичность и порядок проведения;
  • приказы о проведении индексации;
  • штатное расписание с новой заработной платой;
  • дополнительные соглашения с работниками об изменении размера заработной платы в связи с проведением индексации.

Инспекторы могут изучить и запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги, речь идет об отправленных компанией в территориальные органы Росстата запросов информации или анализе данных, приведенных на сайте статистического ведомства.

Также в Административном регламенте теперь определен список документов и информация, которые работодатель не обязан предоставлять. Из правила проведения проверок удалены бумаги, которые ревизоры могут запросить в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов.

Новые права и обязанности

С введением новых правил проведения трудовых проверок у Роструда увеличился перечень прав, при этом у работодателя появились новые обязанности.

Так в пункте 6 Административного регламента перечислены права инспекторов по труду в рамках проводимой ими ревизии:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателя в целях проведения проверки;
  • запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
  • предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если, такие средства не соответствуют обязательным требованиям;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований и возмещении вреда, причиненного здоровью работников в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Новый срок

Еще одно изменение связано с ограничением срока проверки работодателей с филиалами и иными обособленными подразделениями. Теперь в соответствии с пунктом 24 Административного регламента срок проведения каждого мероприятия контроля в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов, устанавливается по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению компании, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Актуальный список документов

Часто на практике от кадровых специалистов можно услышать вопрос: какие кадровые документы являются обязательными и за их отсутствие компании грозит штраф? Теперь работодатель на основании пункта 13 Административного регламента, а также при помощи проверочных листов ГИТ сможет самостоятельно определить, какие кадровые документы должны быть в компании, так как эти бумаги перечислены в Регламенте.

Решение о ведении документов, не указанных в Административном регламенте, компания принимает самостоятельно.

Например, многие компании ведут кадровые журналы и не понимают, какие из них являются обязательными. Исходя из Административного регламента можно установить, что обязательной будет книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них. А вот журнал регистрации трудовых договоров или журнал регистрации приказов по личному составу — это необязательные документы, их компания может вести в электронном виде или не вести вовсе.


Читать оригинал