Приняты формы документов, применяемых при проведении налогового мониторинга. Принятие соответствующего документа связано с введением новой формы налогового контроля – налогового мониторинга.
Приняты формы документов, применяемых при проведении налогового мониторинга. Соответствующий приказ ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@ вступил в силу 5 июня 2015 года. Приказом утверждены:
1) форма регламента информационного взаимодействия;
2) требования к регламенту;
3) форма заявления о проведении налогового мониторинга;
4) форма мотивированного мнения налогового органа;
5) требования к составлению мотивированного мнения налогового органа;
6) форма решения о проведении налогового мониторинга;
7) форма решения об отказе в проведении налогового мониторинга.
О новой форме налогового контроля
Напомним, что с 1 января этого года введен новый порядок контроля со стороны налоговых органов – налоговый мониторинг (Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ*).
В ходе мониторинга инспекция получает оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и к системам внутреннего контроля.
Планируется, что внедрение процедуры налогового мониторинга сократит возникновение налоговых рисков компании, количество спорных моментов по вопросам налогообложения, а также минимизирует издержки на проведение налоговых проверок. А для исполнения налоговых обязательств возникнут благоприятные условия.
Немаловажно, что на момент проведения налогового мониторинга организация освобождается от проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Правда, из этого правила есть исключения, когда камеральные и выездные проверки грозят даже в период проведения налогового мониторинга (досрочное прекращение мониторинга, невыполнение мотивированного мнения налогового органа, когда в декларациях заявлено право на возмещение НДС или акцизов и др.).
Налогоплательщики, претендующие на проведение налогового мониторинга в 2016 году, должны были подать соответствующее заявление не позднее 1 июля 2015 года. Претендовать на проведение мониторинга вправе компании с оборотом не менее 3 млрд рублей в год, активами – от 3 млрд рублей и налоговой нагрузкой в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – не менее 300 млн рублей в год.
Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга подают:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию об организациях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, представившей заявление, с долей участия более 25 процентов;
- учетную политику.
Обратите внимание
До того момента, пока инспекция не приняла решение о проведении/отказе в проведении налогового мониторинга, компания вправе отозвать свое заявление.
Кстати, отказать в проведении налогового мониторинга могут по причинам:
1) организация не представила или представила неполный комплект необходимых для проведения мониторинга документов;
2) организация не соответствует установленным критериям;
3) регламент не соответствует установленным форме и требованиям.
Если компания подала заявление и необходимый пакет документов до 1 июля этого года, то проведение налогового мониторинга начнется с 1 января 2016 года по 1 октября 2017 года.
Итак, в регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, или доступа к информационным системам организации. Также в регламенте указывают порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета.
Если в ходе проведения мониторинга выявлены какие-либо несоответствия, инспекция может запросить пояснения у проверяемой компании, потребовать внести исправления и по результатам выносит мотивированное мнение.
Мотивированное мнение налогового органа – это отражение позиции инспекции по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
Примечательно, что мотивированное мнение составляется не только по инициативе налогового органа в случае выявления несоответствий при исчислении и уплате налогов, но и по запросу проверяемой организации.
Е.М. Юдахина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Нормативные акты с комментариями
Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Читайте также по теме:
Налоговый мониторинг