Налоговики назначили повторную проверку организации через 1 год и 4 месяца после предыдущей. Организация полагала, что истекли сроки хранения ряда документов, нужных для проверки. Кроме того, она ссылалась на нарушение трехлетнего срока ее проведения. Компания обратилась в суд, но суд встал на сторону инспекции. Какие же аргументы не помогли организации доказать свою правоту в суде?
Аргумент 1. Нарушен запрет проводить проверки за пределами 3-х летнего срока
Повторной выездной проверкой признается налоговая проверка, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Такие правила устанавливает пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса.
Первая выездная проверка организации была назначена на 20 декабря 2017 года, а закончена 16 августа 2018 года.
ИФНС проверяла правильность исчисления ряда налогов за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.
Повторную проверку назначили на 30 декабря 2019 года.
При этом, с даты составления справки об окончании проверки до момента назначения повторной, прошел 1 год и 4 месяца.
Суд не согласился с доводом организации о том, что налоговики нарушили запрет проводить проверки за пределами 3-х летнего срока, обратив внимание на следующее.
Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки охватывало период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Поскольку датой начала выездной проверки является день вынесения решения о назначении проверки, а это 30 декабря 2019 года, то спорный период не выходил за пределы 3-х летнего срока.
Таким образом, ИФНС было соблюдено требование пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса, устанавливающее ограничение в отношении 3-х летнего срока проверяемого периода.
Аргумент 2. Истекли сроки хранения документов, нужных для проверки
Организации в течение 4-х лет должны хранить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и данные бухгалтерского и налогового учета (пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую, финансовую отчетность, аудиторские заключения о ней следует хранить в течение установленных сроков, но не менее 5-ти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Суд обратил внимание, что течение срока хранения указанных документов начинается после отчетного или налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и расходов.
Поэтому, организация должна была хранить документы за проверяемый 2016 год до 31 декабря 2021 года.
Выводы суда
По итогам рассмотрения спора суд пришел к следующему выводу.
Повторная выездная проверка была только назначена, и результатов ее проведения не было.
Само решение о проведении повторной выездной проверки в отсутствие результатов ее проведения не влечет для организации каких-либо незаконных или необоснованных обязанностей.
Поскольку суд не установил никаких обременительных условий или ограничений для организации, он пришел к выводу о том, что не было оснований признавать решение ИФНС о назначении повторной проверки недействительным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2020 № Ф07-13231/2020).