
В настоящее время процессуальные нарушения не всегда оказывают существенное влияние на результаты контрольного мероприятия. Тем не менее, полезно знать, какие именно процедуры допускаются контролерами для снижения негативных последствий их действий. По запросу журнала «Расчет», Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказала о распространенных процедурных нарушениях ревизоров.
Расчетливая подписка!
Получите бесплатную подписку на журнал «Расчёт» в комплекте с брошюрой «Практическая энциклопедия бухгалтера». Количество предложений ограничено, действуйте скорее! Подключить бератор с «Расчётом»
Все нарушения, с которыми сталкиваются компании со стороны ревизоров, разделяются на две группы: по существу и процедурно-процессуальные. Последние можно классифицировать ещё по нескольким категориям: нарушения, допускаемые в рамках проверок, выемок, допросов и других контрольных мероприятий.
Под процессуальными обычно понимают нарушения правил проведения процедур. Регламенты этих процедур закреплены в Налоговом кодексе законодателем. Часть нарушений возникает из-за искажения или игнорирования установленных правил.
Требовательные нарушения
Первым примером могут служить нарушения, возникающие при направлении требований. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает различные основания для их направляения, как в рамках налогового контроля, так и во время проведения проверок.
В некоторых случаях ревизоры во время проверки выходят за ее пределы, требуя от налогоплательщика дополнительную информацию или документы, которые должны быть предоставлены только при конкретной проверке. По сути, это изменение причин для запроса бумаг или объяснений. Налогоплательщик, получив такое требование, не всегда может убедиться, проводятся ли в данный момент контрольные мероприятия, и вынужден его выполнить, опасаясь штрафа.
Некоторые читатели могут возразить, что из множества разъяснений ведомств следует вывод: при получении требований от Налоговой службы компания всегда должна их исполнять. Минфин и ФНС России исходят из того, что ревизор может запросить любую информацию для проведения налогового контроля и часто напоминают об этом в своих разъяснениях. Однако не стоит забывать, что компания не обязана выполнять все требования ревизора.
Юридическое бюро считает необходимым серьезно относиться к подаче документов и объяснений. Зачастую отсутствие сведений не приводит к штрафным санкциям для компании.
Во время представления документов ревизорам помните, что подтвержденные хозяйственные факты компании сохранятся в информационных системах Налоговой службы на длительный срок. В любой момент инспекция может обратиться к этой информации. При возникновении подобных нарушений важно использовать критическое мышление и оценивать будущие риски, связанные с представлением или непредставлением документов.
Для дачи показаний
Часто встречаются ситуации, когда налогоплательщикам поступают вызовы в налоговую инспекцию для предоставления объяснений. Такие запросы обычно направляются на предприятие после того, как ревизоры обнаруживают несоответствия, и предполагается, что налогоплательщик может быть участником сомнительной сделки.
Приглашая представителя компании, ревизоры часто сообщают о возможной доставке в инспекцию сотрудниками правоохранительных органов в случае отсутствия участника проверки. Это уточнение также относится к нарушениям, так как не соответствует законодательству. Никто не может быть принудительно доставлен в налоговую инспекцию, такой процедуры нет в Налоговом кодексе.
Предприниматели во время допроса могут столкнуться с отсутствием протокола. Ревизоры обязаны передавать его допрашиваемому лицу по Налоговому кодексу. Свидетель не должен принимать такое положение вещей и лучше настаивать на получении протокола сразу после окончания мероприятия.
Пропущенные сроки
В процессе ведения дела нарушаются сроки проведения мероприятий налогового контроля, а также срока вручения документов, таких как акты выездных налоговых проверок. Некоторые компании ожидают акт проверки целую вечность.
К сожалению, судебные решения пока свидетельствуют, что подобное нарушение не считается существенным. Тем не менее, его нельзя игнорировать. Сочетая его с другими нарушениями и просрочками, необходимо обращать внимание на все эти моменты.
Во время выемки
Ревизоры при изъятии допустимы разные нарушения, чаще всего это проведение выемки в форме обыска. Налоговый кодекс предусматривает, что проверяющая группа во время выемки должна предложить добровольно выдать интересующие ревизоров документы и предметы, свидетельствующие о совершении правонарушения. На самом деле проверяющая группа приходит для обследования помещения компании, исследования содержимого сейфов, полок, ежедневников, техники.
Недостаточно подробная опись изъятого имущества – еще одно нарушение во время выемки. Документ обычно не содержит идентифицирующих признаков. Если плательщик налога не требует составления детальной описи или одновременно с ревизорами не ведет собственную, которую потом можно приложить к протоколу, то после контрольных мероприятий компания может потерять часть изъятого имущества.
Составить подробную опись возможно! Налогоплательщик может требовать включения во все необходимые данные, предусмотренные Налоговым кодексом. Также компания вправе одновременно с ревизорами составлять опись, а после завершения процедуры приложить её к замечаниям на протокол выемки.