Крупные и средние компании получают требования из ФНС через систему электронной отчетности или личный кабинет. Небольшие фирмы по-прежнему могут общаться с налоговой «офлайн» и вести переписку по почте. В ноябре прошлого года суд рассматривал вопрос о том, как налоговики должны направлять требования в компании. Подробности дела и выводы арбитров изучила Виктория Рудик, ведущий редактор-эксперт.
Процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и пеней проходит в несколько этапов, порядок и сроки которых регламентированы НК РФ. Извещение компании или предъявление требования расценивается нормами НК РФ как необходимое условие для последующего принудительного взыскания. Именно в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого у налоговой инспекции появляется право принудительно списать в бесспорном и в судебном порядке указанную в требовании задолженность.
Читайте также «Принудительное взыскание налогов»
Требование об уплате налогов и штрафов – по почте
Согласно статье 69 НК РФ, требованием об уплате налога считается соответствующее извещение налогоплательщика. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Такие правила установлены пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса.
Если требование отправлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку срок для получения заказного письма прямо указан в законе, не имеет значения, получили вы письмо или нет. По истечение шести дней отправитель, налоговая инспекция или любой другой государственный орган вправе считать, что письмо получено. Поэтому требование из налоговой, отправленное заказным письмом, считается полученным вами через шесть дней после отправки. Одна важная деталь: письмо обязательно должно быть заказным. Такие письма регистрируются почтой и должны быть вручены адресату под расписку.
В соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, который утвержден Приказом Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п, все заказные письма имеют штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления. Немаловажно, что отправка заказного письма дороже обычного.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Приказом Минкомсвязи РФ от 31 июля 2014 года № 234, заказные отправления относятся к регистрируемым. Они принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) под расписку о получении.
Налоговикам недостаточно отметить у себя во внутреннем реестре, что письмо ушло заказным.
Пометка в реестре налоговой инспекции отправки почтовой корреспонденции словом «заказная» не доказывает факт отправки корреспонденции именно заказным письмом.
Только после того как предприятие получило требование и прошел срок, установленный в требовании об уплате налога, инспекция может принять решение о взыскании. Но не позднее двух месяцев после истечения указанного в требовании срока. Если решение о взыскании будет принято после истечения указанного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит.
Читайте также «Требование об уплате налога не отменят из-за отсутствия подписи»
Пример из жизни
Инспекция нарушила порядок, по которому она обязана направлять в компании требования об уплате пени. Инспекторы выслали требование в компанию простым письмом. А должны были отправить заказное, которое обязательно регистрируется на почте и вручается под подпись.
Письмо где-то потерялось. Компания о требовании ничего не знала, и в один прекрасный день с ее расчетного счета были списаны денежные средства по требованию налоговой.
По мнению руководства компании, бесспорное взыскание было проведено незаконно, поскольку инспекция не представила доказательства того, что требование об уплате пеней получено налогоплательщиком. Была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности по пене по единому налогу, уплачиваемому при УСН.
Налоговые инспекторы отрицали нарушение процедуры, и компания обратилась в суд.
Инспекция ссылалась на то, что требование было направлено заказной корреспонденцией по данным их внутреннего реестра. И согласно статье 69 Налогового кодекса оно считается врученным налогоплательщику по истечении шести дней с даты направления письма.
Суд встал на сторону компании. Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2017 года № Ф06-25950/2017 по делу № А12-5741/2017.
Направление фирме требования об уплате налога (пени, штрафа) с нарушением положений пункта 6 статьи 69 НК РФ считается существенным нарушением процедуры принудительного бесспорного взыскания пеней и является самостоятельным и безусловным основанием для отмены решений налогового органа как не соответствующих закону.