Налоговые проверки: тревожные тенденции для компаний


Говорится о неприятных ситуациях, бывших ранее редкими, сейчас же становящихся распространенными и вызывающими тревогу.


В последнее время правоохранительные органы всё чаще участвуют в борьбе с налоговыми правонарушениями. К ним относятся экономическая безопасность МВД и Следственный комитет, который может возбуждать уголовные дела без участия налоговой инспекции и предварительной проверки. Следственный комитет способен проверять организации за 10 лет, если дело касается уклонения от уплаты налогов, в то время как налоговая инспекция ограничена проверкой последних трёх лет.

Взыскание налогов за пределами периода


Январские праздники давно прошли, решения о ВНП нет на почте и в ТКС, и мы снова провели год за пределами трехлетнего срока. Кто-то устроил вечеринку по этому поводу и забыл об условном 2017-м, как о страшном сне. И подобные празднования были по поводу 2014, 2015, 2016 и 2017…


В 2020 году отмечалось аномально частое возбуждение уголовных дел по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с компаний) без предварительных результатов ВНП, говорит управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков.


С 2013 года по настоящее время все компании, ликвидированные в ходе расследований, находятся под угрозой банкротства.

Кому грозят тематические проверки по НДС


В последние времена налоговые службы проводят больше тематических проверок из-за возникновения проблем с налогами на добавленную стоимость, и это касается не только больших долгов.


Налоговые проверки могут быть комплексными (по всем налогам за определённый период) или тематическими (по отдельным налогам). В связи с тем, что за один год по отношению к одному налогоплательщику нельзя провести более двух выездных проверок, за исключением решения руководителя ФНС, раньше фискальное ведомство рекомендовало специалистам проводить в основном комплексные проверки.


Налоговые органы нашли способ обойти ограничения по количеству проверок, и суды поддерживают их в этом. Например, компании А41-50083/2020 была проведена выездная проверка по НДС, а затем в том же году вынесено решение о выездной налоговой проверке по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, сборов, страховых взносов с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года, за исключением налога на добавленную стоимость за уже проверенный период. Компания пыталась оспорить это решение из-за его неопределенности, но суд отказал (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020).


Набирает популярность проведение тематических проверок, а налогоплательщики, которые не хотят исправлять «налоговые разрывы» добровольно, ожидают выездной проверки по НДС.


«Налоговый разрыв» — не юридический термин, но его часто употребляют, включая налоговые органы. Разрыв по НДС — результат расхождения сведений об операции в разделе 8 налоговой декларации (книге покупок) и разделе 9 (книге продаж).


Налоговые органы, обнаружив разрыв в цепочке операций, ищут причину. Для этого запрашивают пояснения у плательщика налогов и его контрагентов. Проверяется, был ли НДС уплачен в бюджет. Анализируется вся «цепочка» поставщиков. Выявляются технические компании (не ведущие реальную деятельность), поскольку для получения права на вычет в бюджете должен сформироваться источник налога — кто-то этот налог должен заплатить.


Налоговая служба ищет компанию, которая ведет настоящую коммерческую деятельность и использует технические фирмы для получения неоправданных налоговых льгот.


Налогоплательщик в подобной ситуации должен обратиться к налоговому консультанту для совместного разбора проблемы. Решение будет зависеть от его действий в прошлом и наличии доказательств, подтверждающих отсутствие налогового правонарушения.


Если при заключении сделки компания проявила коммерческую осмотрительность, проверила наличие у контрагента необходимых ресурсов, деловой репутации, рекомендаций, личного сайта, то не может нести ответственность за неуплату налога в бюджет своим поставщиком, тем более – его контрагентами.


Невыполнение обязанности по уплате налогов не делает налогоплательщика ответственным за действия всех организаций, принимающих участие в многоэтапной процедуре уплаты и перечисления налогов в бюджет. Право на налоговый вычет у налогоплательщика не может зависеть от выполнения непосредственными контрагентами и организациями, предшествующими им, своих обязанностей по уплате НДС, а также финансово-экономического положения и действий третьих лиц.


В подобной ситуации займите активную позицию, предоставьте разъяснения, направляйте документы, подтверждающие проверку контрагента и уверенность в его способности выполнить обязательства и уплачивать налоги. Своевременное уведомление о непознании нарушений также поможет избежать выездной проверки.


Если компания не запросила документы у контрагента и не удостоверилась в его возможности выполнить сделку, то налоговики считают, что она, возможно не преднамеренно, получила неоправданную налоговую выгоду от работы с технической компанией. В таком случае будет отказано в вычете по НДС, но компания сможет защитить расходы по налогу на прибыль.


Выездная налоговая проверка подчиняется статье 89 НК РФ. Проведение её регламентируется решением налогового органа по месту деятельности плательщика. Длительность проверки составляет два месяца, но может быть увеличена до шести. В итоге выдаётся справка, а в течение двух месяцев после неё — акт.


Тематическая проверка отличается тем, что налоговая служба контролирует исключительно тот налог, который указан в плане проверки, и не имеет права запросить документы, не относящиеся к его исчислению и уплате.


В рамках выездной проверки у налоговиков большие полномочия по сбору доказательств: проводят осмотры, запрашивают документы, пояснения и сведения, допрашивают работников налогоплательщика и его контрагентов, назначают экспертизы, проводят выемку документов.


Это даёт возможность обнаружить нарушения со стороны налогоплательщиков, а также начислить НДС, пени и штрафы без полной проверки.

Как отбирают кандидатов на «тематику»


Обнаружение схем уклонения от налогообложения занимает больше времени, чем выделено на проведение камеральных проверок.


Несколько лет назад в ФНС для этих целей появилось специальное подразделение — контрольно-аналитические отделы. В них отобраны лучшие налоговые работники. У сотрудников КАО доступны все ресурсы: автоматизированные комплексы, базы данных и многое другое. Задача контрольно-аналитических отделов — выявлять плательщиков налогов, уклоняющихся от уплаты налогов. Именно КАО дают указания в отделы камеральных и выездных проверок о проведении тех или иных мероприятий.


Контрольно-аналитические отделы компании сталкиваются с требованиями о пояснениях, вызовами на инспекцию и информационными письмами.


Если какие-то требования кажутся Вам необычными, то знайте: в Федеральной Налоговой Службе есть собственные правила определения «добросовестности» налогоплательщиков. И эти правила не всегда совпадают с понятиями, используемыми в бизнес-среде.


Чтобы налоговые органы были абсолютно уверены в невозможности для компании избежать начисления дополнительных налогов, необходимо предъявить веские доказательства неправомерности использования вычетов по НДС.


Как наиболее просто получить подобные доказательства? Сделать нулевыми декларации поставщиков, которых проверяющие считают фиктивными.

Новый вид налоговых проверок – «оперативные»


Закон, разработанный Минфином, пока не принят. Правительственная комиссия дала ему отрицательный отзыв, но от идеи отказаться не собираются – ее дорабатывают. Очень большая вероятность введения закона — об этом намекнул на недавнем мероприятии в ТПП начальник Управления камерального контроля ФНС России Дмитрий Черепанов. Мероприятие называлось «Налоговый контроль и налоговая безопасность в 2021 году» и по существу являлось заседанием рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками.


В Министерстве финансов недовольны тем, что действующие камеральные и выездные проверки не дают эффективного контроля, так как проводятся после завершения налогового периода на основе уже сданной налоговой декларации. В законопроекте предлагается новая форма налогового контроля – «оперативный контроль».


Оперативный контроль – это деятельность налоговых органов по обеспечению соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства о налогах и сборах при фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Для этого в Налоговый кодекс Российской Федерации предлагается включить нормы о применении контрольно-кассовой техники и ввести новую категорию «фиксация расчетов» вместо «применения контрольно-кассовой техники». В новом разделе НК РФ «Оперативный контроль» будут определены правила фиксации расчетов организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием ККТ. Большинство положений действующего Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ предлагается включить в этот раздел.


Проверки можно проводить там, где организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность, а при необходимости привлечь ФСБ. Период проверки – три года.


В ходе оперативных проверок проведут мероприятия налогового контроля, включая наблюдение и контрольные закупки.


Сотрудник налогового органа визуально наблюдает за действиями проверяемого лица при проведении расчетов.


Контрольная закупка — действия налогового органа по организации ситуации для совершения расчета. Ее можно проводить и при дистанционной торговле (услугами), правила проведения утвердит ФНС. О проведении контрольной закупки не будут предупреждать.


В ходе проверок можно запросить информацию у любого человека, обладающего сведениями о ситуации, влияющей на налоговый контроль.


Если в налоговый орган поступают обращения от граждан и компаний, оперативная проверка может быть назначена вне зависимости от срока последней проведенной проверки за аналогичный период.


В ходе проверки изучается трехлетний период до года проверки. При получении жалоб покупателей этот отрезок времени может быть повторно перепроверен неограниченное число раз.


Проверка длится не более 20 рабочих дней, но может затянуться до 40 в случае необходимости.


При оперативной проверке будут контролировать корректность отражения расчетов и completeness учёта доходов. Акти результатов проверок составят исключительно в электронном формате.


Мониторинг расчетов (постоянное собирание, обобщение, систематизация информации о лице) ФНС будет проводить с помощью автоматизированной информационной системы. При этом будут использоваться сведения о применении ККТ, поступающие в налоговую инспекцию, жалобы (в том числе общественных организаций, защищающих права потребителей), а также данные открытых источников.


В случае неблагоприятных результатов будут введены ограничения.

‒ приостановление операций по счетам в банке;


– запрет на использование информационных систем и программ для лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет.


Запрет работы на стационарных торговых объектах.


В отношении финансовых санкций предусмотрено наказание за регистрирование фиктивного или псевдорасчёта.


Для индивидуальных предпринимателей – 50 процентов от суммы зафиксированного вымышленного или фальшивого расчета, однако не меньше десяти тысяч рублей.


Для организации требуется фиксированная сумма расчетной платы, которая может быть мнимой или притворной, минимум тридцать тысяч рублей.


За неверное указание наименования маркированного товара в фискальном документе предусмотрена крупная штрафная санкция: для индивидуальных предпринимателей — 50 тысяч рублей, для организаций — 100 тысяч рублей.


Когда целесообразно подавать возражения на акт проверки.


Доначисления редко радуют. Но перед тем как составлять возражения, лучше проанализировать вероятность успеха и еще раз удостовериться в справедливости своей позиции, советует руководитель налоговой практики АБ БГМП Александра Родионова.


На возврат по акту проверки отводится один месяц с даты получения, на акт дополнения – 15 дней. На акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений возражение можно подать в течение месяца с момента его получения.


Сначала нужно сопоставить документы из акта с мероприятиями ВНП. Затем изучить материалы ВНП и оценить факты, на которые ссылается инспекция, исключив предположительный характер нарушений. Также необходимо проверить доказательства: допустимы ли они и относятся ли к делу (правильно оформлены МНК, имела ли право инспекция их проводить).


В процессе анализа документов стремимся выделить методологические неточности. Проверяем, имело ли место нарушение (изучаем разъяснения Минфина и ФНС России по заданной проблеме, анализируем судебную практику Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и судов округов).


В случае превышения пятипроцентного порога при отдельном анализе следует проанализировать подсчёты проверяющей организации и выяснить применяемую методику. Важно обосновать собственную методику расчета и провести собственный анализ в соответствии с показателем в пять процентов.


При выявлении нарушения «игры периодов» нужно убедиться, произошла ли фактическая убыток бюджета — без него не будет и нарушения.


Необходимо подробно прояснить, что налоговики признали движимым, а что недвижимым имуществом, так как в этом вопросе до сих пор много неточностей. Полезно вспомнить Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 и письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.


Дмитрий Черепанов из ФНС сообщил, что скоро выйдут ожидаемые и окончательные разъяснения налоговой службы по этому вопросу. Отныне компании и проверяющие не будут сомневаться относительно «движимого-недвижимого». Критерии разграничения будут ясны и конкретны.


ТПП напомнил о рассмотрении Минфином инициативы по внесению в НК РФ альтернативы действующему порядку налогообложения имущества. В действующем порядке налог 2,2% на недвижимое имущество применяется по базовой ставке. Субъекты РФ имеют право устанавливать льготные условия.


Альтернативный вариант предлагает облагать налогом всё движимое и недвижимое имущество (исключая автотранспорт и объекты первой или второй амортизационных групп), одновременно снизив базовую ставку до 1,6–1,7%. Это позволит организациям минимизировать риски переквалификации имущества проверяющими из «движимого» в «недвижимое», уменьшит количество споров и упростит налоговое администрирование.


В вопросах защиты по «порочным» контрагентам необходимо руководствоваться письмом ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.
Уточните, была ли сделка и знало ли общество о ненадёжности контрагента. Обратите внимание на Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, а также письма ФНС России от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, от 24.09.2018 № БС-4-21/18582, от 28.3.2018 № БС-4-21/5834@.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»